Алексей Петрович Маресьев родился в г. Камышине Камышинского уезда Саратовской губернии 16 мая 1916 года. Это подтверждает архивная справка от 4 августа 2006 г., выданная
учреждением «Государственный архив Волгоградской области» на основании актовой записи № 40 от 1916 года, произведенной в метрической книге г. Камышина служителем Свято-Троицкой
церкви.
Эту дату рождения указывал в анкете при поступлении на рабфак 5 декабря 1932 года сам Алексей Маресьев.
Позже, при оформлении военных документов, в них была ошибочно отмечена другая дата - 20 мая 1916 года. С тех пор Маресьев указывал именно ее и свой день рождения праздновал 20 мая
(Из книги: Иванов, А. Возвращение : Хроника судьбы настоящего человека / Алексей Иванов, Вячеслав Шамаев, Владимир Шантарин. - Волгоград, 2009. - С. 37).
Из воспоминаний А. П. Маресьева: «Городок, в котором я родился, Камышин, был маленький, тихий и зеленый. Главным его украшением и главной радостью камышинских мальчишек была
Волга. На Волге можно было пробыть с раннего утра и до позднего вечера и не соскучиться. ….. Отца своего я не помню. Я был совсем маленьким, когда он умер. Мать осталась одна с тремя
детьми. Когда я думаю сейчас, кому обязан я теми качествами, которые помогли мне в разных трудных жизненных обстоятельства, я вспоминаю о своей матери. Напрасно считают некоторые, что
смелость можно проявить только на войне. В самой простой жизни может быть иной раз больше мужества и стойкости, чем в какой-нибудь военной биографии. Когда я вспоминаю сейчас маму,
какой она была в дни моего детства, я никогда не вижу ее подавленной, унылой, я не помню, чтобы она плакала, жаловалась. А ведь как трудно ей приходилось! Это я как следует понял только
много лет спустя».
В 8 лет Алексей пошел в школу. Окончив шесть классов, он идет работать на лесопильный завод и вскоре поступает учиться в школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества) при заводе. В
1932 г. окончил ее и получил специальность токаря по металлу. С 14-ти лет, когда Алексей Маресьев впервые увидел в небе самолет, появилась у него мечта - стать летчиком. Первые две попытки
поступить в летную школу оказались неудачными. Он не прошел медкомиссию по состоянию здоровья. А для поступления в авиационный институт ему явно не хватало образования. Поэтому
Алексей идет учиться на курсы Камышинского рабочего факультета при Саратовском сельхозинституте. Днем он работал, а вечерами посещал занятия рабочего факультета, освоил программу
трех курсов и успешно сдал выпускные экзамены. Казалось бы, можно поступать в институт. Но опять мечте не суждено было осуществиться.
В августе 1934 г. по путевке комсомола Маресьев едет на строительство Комсомольска-на-Амуре. Работать пришлось лесорубом. Работа была тяжелая и непривычная. Из воспоминаний А.
П. Маресьева: «В 1934 году по призыву ЦК ВЛКСМ вместе с сотнями других юношей и девушек поехал на строительство Комсомольска-на-Амуре. Думали мы тогда, строители этого, ставшего
теперь уже всем известным, города, что мы совершаем героический поступок? Конечно, нет. Мы знали, что надо работать и работали. Мы знали, что на месте дремучей тайги должен быть
построен город, и мы его строили. Мы знали, что в этой борьбе с природой и трудностями нельзя давать ни себе, ни товарищу, ни малейшей поблажки, и мы были требовательны к себе и к другим.
И это было настоящее мужество тысяч и тысяч юношей и девушек, комсомольцев».
Через восемь месяцев пребывания на строительстве, Маресьева перевели работать мотористом на катер. Но его не покидала мечта стать летчиком. Алексей стал одним из инициаторов
создания аэроклуба в Комсомольске. Занимаясь в аэроклубе, Алексей Маресьев сделал свой первый самостоятельный вылет.
Осенью 1937 г. Маресьева призвали в армию. Два года он служил рядовым в авиапогранотряде на острове Сахалин. Алексей обслуживал самолет многоцелевого назначения Р-5. Досконально
изучил устройство двигателя и самолета, старался понять логику управления и пилотирования. Заметив любовь добросовестного авиамеханика к летному делу, командование направило Маресьева
в Читинскую военную школу пилотов. А в октябре 1939 г. всех курсантов этой школы перевели Батайскую военную авиационную школу пилотов им. А. К. Серова, которую Маресьев окончил в
1940 г. и получил звание младшего лейтенанта. Здесь же его оставили служить летчиком-инструктором.