Муниципальное казенное учреждение культуры

"Централизованная городская библиотечная система"

Комитета по культуре Администрации городского округа-город Камышин

 
Хочется, чтобы библиотека стала лучше?
 
Отзыв о библиотеке


 
Афиша событий

 Февраль
 Март

Картинка стопка книг
 

Электронный каталог Web-Ирбис

 
 

Библиотрансформер - Человеку-легенде, посвящается...

 
 

Краеведческая коопилка - Город - Люди - События

 
 

Блог: Библио-Графиня

 
Версия для слабовидящих
 

Версия для слабовидящих

 
 

 
 
Телефон доверия

 
 

 
 
 Поиск
Что искать:
Искать в разделе
Отбор по дате
С:
До:
 
 
Баннеры:

Выставки и презентации

Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ)
Осторожно млшенники
Портал госуслуг
 
Статистика:

Посещений страницы: 26576
Всего посещений: 6025336

Пользователей: 18855
 
27 июня 2014

Первая мировая война в художественной литературе

Назад

        Первая мировая война в художественной литературе : рекомендательный список литературы / МКУК ЦГБС, ЦГБ им. М. А. Шолохова, методико-библиографический отдел ; [сост. И. А. Постнова ; ред. Е. Н. Рагузина ; отв. за вып. М. Г. Крайникова ]. - Камышин, 2014. - 24 с. : ил.

 

Содержание

 

К читателю…………………………………………………2

Первая мировая война в произведениях

русских писателей и поэтов………………………………4

            Проза………………………………………………..5

            Поэзия………………………………………………14

 Зарубежная проза  о Первой  мировой войне…………...18

 

 К читателю

 

            В 2014 году весь мир отметит 100-летие с момента начала Первой мировой войны - одной из самых кровопролитных в истории человечества. Она продолжалась с 28 июля 1914 года по 11 ноября 1918 года, в ней участвовали 38 государств, на ее фронтах сражалось более 74 миллионов человек.

            Что касается России, то она вступила в данный конфликт 1 августа( по старому стилю 19 июля) 1914 года, а вышла – 3 марта 1918-го, после заключения Брестского мира. Потери нашей страны в этой войне составили от 1 до 3 миллионов человек, включая мирное население.  В России её называли Великой или Второй Отечественной войной. И если на Западе события тех далеких лет отмечаются каждый год, то в России Великая война и миллионы погибших наших соотечественников долгое время были незаслуженно забыты.         

            Память о забытой войне  начинает возрождаться и в нашей стране. В 2013 году в российском календаре появилась дата памяти жертв Первой мировой войны - 1 августа. Федеральным законом РФ от 30 декабря 2012 г.   № 285-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России», в соответствии с которыми перечень памятных дат России дополняется датой 1 августа – Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов. Эта памятная дата устанавливается в целях увековечения памяти и отражения заслуг российских воинов, погибших в годы Первой мировой войны.

 

 

            Первая мировая война оставила неизгладимый след не только в истории вступивших в нее народов, но и в истории европейских литератур, включая и русскую.

 

            Цель данного пособия – познакомить читателей с художественными произведениями, в которых рассказывается о событиях Первой мировой войны 1914-1918 гг.

            Рекомендательный список литературы состоит из двух разделов. В первом разделе представлены произведения русских писателей и поэтов.  Во втором разделе - произведения зарубежных писателей. Книги в разделах расположены в алфавите авторов и заглавий.

            Вся литература, представленная в пособии, находится в фондах Центральной городской библиотеки им. М. А. Шолохова.

             Рекомендательный список литературы адресован школьникам, студентам, преподавателям учебных заведений, библиотечным работникам, а также всем читателям, интересующимся историей Первой мировой войны.

 

Первая мировая война в произведениях русских писателей и поэтов

                                   «В последний час, во тьме, в огне,

                                   Пусть сердце не забудет:

                                   Нет оправдания войне,

                                   И никогда не будет…»

                                                                       З. Н. Гиппиус

 

            Взрыв войны не мог не отразиться в русской литературе. Русские  писатели и поэты, так или иначе, откликнулись на это грандиозное событие. Многие из них приняли непосредственное участие в боях, награждены боевыми наградами. На фронтах войны в качестве военных корреспондентов находились поэт  Валерий Брюсов и писатель Алексей Николаевич Толстой. Настоящими  фронтовиками  Первой мировой были поэт  Николай Гумилёв и писатель Александр  Николаевич  Степанов, что позволило им передать свои ощущения от войны в своих произведениях.  Самое известное  батальное стихотворение Н.Гумилева «Наступление» написано в первые недели пребывания в действующей армии. Были на фронте поэты Александр Блок и Сергей Есенин.

            Литература 1914-1918 гг. откликнулась поэтическим словом на начало войны, запечатлела ее особенности, передала состояние человека на войне. Первая мировая нашла отражение в творчестве почти всех поэтов Серебряного века.

Проза

 

1.         Горький, М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет) / М. Горький. – Москва : Худож. лит., 1987. – 575 с.

 

            "Жизнь Клима Самгина (Сорок лет)» — самое крупное, итоговое произведение Максима Горького (1868-1936), одного  из самых значительных и известных в мире  русских писателей и мыслителей.

            Книга состоит из четырёх частей. Роман писался с 1925 года до смерти Горького в 1936 году. На его страницах воссоздана духовная жизнь России почти за полвека – с 80-х годов XIX века до 1918 г. XX века.  

            Роман имеет характер хроники, которая отметит все наиболее крупные события этих лет, особенно же годы царствования Николая II. Действие романа — в Москве, Петербурге и провинции. В романе показаны судьбы людей разных классов и сословий, их умонастроения, философские споры.

                Начало Первой мировой войны  изображается писателем как символ краха коллективного разума.

 

2.    Пастернак, Б. Доктор Живаго : роман / Борис Пастернак. – Москва : Эксмо, 2007. – 624 с.

             «Доктор Живаго» - широко известный роман выдающегося поэта и прозаика XX века Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960), за который он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1958 г.   Трагическая судьба героя романа, слившись с судьбой самого автора, стала символом поколения, к которому они оба принадлежали. Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

            Главный герой романа Юрий Живаго – интеллигент, личность поэтического склада, человек внутренне свободный и наделённый даром глубоко своеобразного, индивидуального видения мира. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую, прежде всего, физический мир.

 

3.         Пикуль, В. Моонзунд : роман-хроника / Валентин Пикуль. – Москва : Воениздат, 1990. - 400 с.

            Русский советский писатель Валентин Саввич Пикуль (1928-1990), непревзойденный мастер исторического романа, правдиво рассказывает о суровых реалиях Первой мировой войны.

            Роман "Моонзунд" посвящен героическим действиям русских моряков на Балтике против германского флота за Моонзунд.  Можно сказать, что это, в первую очередь, песнь непреходящей славы и вечной памяти верным защитникам Родины. Тем, кто насмерть стоял на рубеже страны не сколько по политическим убеждениям и не ради признания заслуг, не только по приказу командования - по приказу сердца, совести.       

            «Моонзунд» – это не просто передача фактов, это скорее попытка осмыслить те переломные моменты, которые выпали на долю России. Первая мировая. Канун революции. Страшное для нашей страны время.  Однако, по определению B.C. Пикуля, это не только исторический и политический, но и любовный роман.

            Эту книгу называют одним из самых сильных, жёстких и многогранных произведений Валентина Пикуля.

4.   Пикуль, В. Честь имею: Исповедь офицера российского Генштаба : роман / Валентин Пикуль. – Москва : Современник, 1990. – 716 с.

           «Честь имею : Исповедь офицера российского Генштаба» - также один из самых известных исторических романов Валентина Пикуля.

             Вот уже несколько десятилетий читателя буквально завораживают приключения офицера, разведчика  российского Генерального штаба и свидетеля политических и дипломатических интриг, приведших к развязыванию Первой мировой войны.

            Перед читателем разворачивается  исторически верная, развернутая, художественно - красочная картина Европы накануне Первой мировой войны, причин ее возникновения, хода и исхода ее,  а также подготовки Второй мировой войны с точки зрения офицера-разведчика российского Генерального штаба, впоследствии ставшего генералом Красной Армии.  Но главная мысль, которую проводит через всю книгу автор, - выше всего храни честь и достоинство российского офицера. 


 5. Сергеев-Ценский, С. Н. Собрание сочинений. В 12 т.   Т. 7–12. Преображение России : эпопея / С. Н. Сергеев-Ценский. – Москва  : Правда, 1967.

        Несколько романов  о Первой мировой войне создал русский советский писатель Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875-1958), которые вошли в эпопею «Преображение России».  Пребывание в действующей армии  в первый год войны дало писателю богатейший материал для создания этой эпопеи, которую он создавал более 40 лет (1914-1958). Она включает в себя двенадцать романов, три повести и два этюда.  

        Романы эпопеи «Бурная весна" и "Горячее лето", вошедшие в 11 том настоящего собрания сочинений, отразили героическую наступательную операцию  русской армии под руководством генерала Брусилова, которая вошла в историю под названием «Брусиловский прорыв». Из этих двух романов читатель узнает, что в Брусиловском прорыве принимал участие 404-й Камышинский полк под командованием полковника Татарова.  «Полковник Татаров, этот крепко сбитый, спокойно-деловой человек, поставивший себе за правило ходить в атаку впереди своего 404-го Камышинского полка и потерявший в коварной Пляшевке целую роту, полагал, что хватит первого порыва, чтобы выбить австрийцев из окопов» (Горячее лето. С. 266). Читайте и  узнаете о подвиге своих земляков, камышан.

          Другие романы эпопеи «Зауряд-полк» и «Лютая зима» (том 10); «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили» ( том 9) также  воссоздают некоторые события Первой мировой войны.

6.         Степанов, А. Семья Звонаревых : роман :  в 2 кн. / Александр Степанов.  – Москва : Худож. лит., 1990.    

             Роман  русского советского писателя Александра Николаевича Степанова (1892-1965) «Семья Звонаревых» является продолжением известного исторического  романа «Порт-Артур», посвященного одной из замечательных страниц русской истории – героической обороне морского порта и крепости Порт-Артур в русско-японской войне 1904-1905 годов. В нем освещены дальнейшие исторические события в России,  вплоть до февральской революции 1917 года.

             Вторая книга «Семьи Звонаревых» рассказывает о событиях Первой мировой войны.  Степанов всю Первую мировую войну провел на фронте. Поэтому хорошо знакомый с бытом и нравами царской армии, Степанов создал не только выразительные образы солдат и офицеров; прекрасный писатель-баталист, он достоверно показал ход военных действий, полных драматических моментов и трагических конфликтов.

7.         Толстой, А. Хождение по мукам : трилогия. В 2 т.     Т. 1. Кн. 1 и 2. Сестры ; Восемнадцатый год / Алексей Толстой. – Москва : Просвещение, 1985. – 463 с.

           

            Трилогия известного русского советского писателя Алексея Николаевича Толстого (1882-1945)   «Хождение по мукам» – уникальное по яркости и масштабу произведение, на страницах которого появляются картины событий, потрясших весь мир. Драматические судьбы героев первых двух книг трилогии, идейные и нравственные искания передовой русской интеллигенции, развертываются на широком фоне исторических событий Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны.            Жизнь главных героев — сестер Кати и Даши Булавиных, Ивана Телегина и Вадима Рощина — выпала на тяжелое для России время. Любовь и верность помогли им выжить в смуте революционных потрясений и огне гражданской войны. Встречи и разлуки, минуты смертельной опасности и минуты страстной любви и счастья — все это преодолевают наши герои, получая в награду любовь и верность.

8.         Федин, К. Города и    годы : роман / Константин Федин. – Москва : Худож. лит., 1988. –  558 с.

             Роман «Города и годы», опубликованный в 1924 году,  выдвинул Константина Александровича Федина (1892-1977) в число ведущих представителей советской литературы. Роман  посвящен Первой мировой войне и свершившейся революции. Действие здесь лишено хронологической последовательности, события происходят то в России, то в кайзеровской Германии. Писатель смелыми красками рисовал бюргерскую Германию, угрожавшую человечеству агрессией; не менее тяжкую картину непримиримой классовой борьбы воссоздавал он и в главах о России. Книга написана на основе личных впечатлений Федина от пребывания в Германии в годы Первой мировой войны, от жизни в Москве, Петрограде и Поволжье в период гражданской войны.  В основе романа — история взаимоотношений русского Андрея Старцова, ранимого, мечущегося человека, и немецкого коммуниста Курта Вана, отличающегося жесткой непреклонностью.

            Можно сказать, что «Города и годы» - книга о  трагической судьбе русского интеллигента, не сумевшего сделать окончательный выбор в те грозные годы.

9.         Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман : в 4 кн. /  М. А. Шолохов. – Москва : Худож. лит., 1991.

            Роман-эпопея «Тихий Дон» известного русского советского писателя Михаила Александровича Шолохова (1905-1984) - одно из наиболее значительных произведений русской литературы  XX века, рисующее широкую панораму жизни донского казачества во время Первой мировой войны,  революционных событий 1917 года и гражданской войны в России.  Роман переведён на множество иностранных языков. За этот роман в 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

            Шолохов с большим  мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Казак Чубатый поучает Григория Мелехова: "В бою убить человека — святое дело... человека уничтожай. Поганый он человек!" Но Чубатый со своей звериной философией отпугивает людей. Смерть, страдания будят сочувствие и объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне.

 

Поэзия

 

10.       Ахматова, А. Июль 1914 : [стихотворение] / Анна Ахматова // Сочинения : в 2 т.  – Москва, 1990. – Т. 1. - С. 96-97.

 11.       Ахматова, А. Памяти 19 июля 1914 : [стихотворение] / Анна Ахматова // Сочинения : в 2 т. – Москва, 1990. –  Т. 1.  -   С. 106.

 

12.       Блок, А. Коршун : [стихотворение] / А. Блок // Избранное / А. Блок. – Москва, 1988. – С. 280.

13.     Блок, А. Петроградское небо мутилось дождем… ; Рожденные в года глухие…: [стихотворения] / А. Блок // Избранное / А. Блок. – Москва, 1988. – С.  267-268.

 14.       Блок А. Я не предал белое знамя …: [стихотворение] /  А. Блок // Избранное / А. Блок. – Москва, 1988. – С. 268-269.

 

15.       Брюсов, В. Я. В альбом : [стихотворение] /  В. Я. Брюсов // Сочинения : в 2 т. – Москва, 1987. –  Т. 1 :  Стихотворения и поэмы. -  С. 465.

 16.       Брюсов, В. Я. Западный фронт : [стихотворение] /              В. Я. Брюсов // Стихотворения /  В. Я. Брюсов. – Минск, 1981. –  С. 283.

 17.       Брюсов, В. Я. Круги на воде; Последняя война : [стихотворения] /  В. Я. Брюсов // Сочинения : в 2 т. – Москва, 1987. – Т. 1 :  Стихотворения и поэмы. -  С. 319 – 322.

 

 

18.       Гиппиус, З. Н. Война : [цикл военных стихов] /   З. Н. Гиппиус // Сочинения : стихотворения, проза. – Ленинград, 1991. –  С. 179-192.

           

 

19.     Гумилев, Н.  Война : [стихотворение из книги «Колчан»] / Николай Гумилев // Избранное / Николай Гумилев. – Москва, 1990. – С. 89-90.

 20.       Гумилев Н. Наступление : [стихотворение из книги «Колчан»] /  Николай Гумилев // Избранное / Николай Гумилев. – Москва, 1990. – С. 99.

 21.      Гумилев, Н. Из «Записок кавалериста» : [проза] / Николай Гумилев // Избранное / Николай Гумилев. – Москва, 1990. – С. 235-274.

 22.      Гумилев, Н. Записки кавалериста : [проза] / Николай Гумилев // Москва. – 1989. - № 2. – С. 61-100.

             С началом Первой мировой войны Николай Гумилев  записался  добровольцем в армию. Он был зачислен в эскадрон лейб-гвардии уланского полка. Поэт становится добровольцем-разведчиком конного взвода. За участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. «Записки кавалериста» (1915-1916) - документальная повесть, рассказывающая обо всех главных событиях первого года его участия в войне.

23.       Есенин, С. Богатырский посвист ; Молитва матери : [стихотворения] / Сергей Есенин // Собрание сочинений : в 3 т. – Москва, 1970. – Т. 2. –  С. 330-332.

 24.       Есенин, С. Русь : [стихотворение] / Сергей Есенин // Собрание сочинений : в 3 т. – Москва, 1970. – Т. 2. –   С. 29-32.

 25.       Есенин, С. Узоры : [стихотворение] / Сергей Есенин // Собрание сочинений : в 3 т. – Москва, 1970. – Т. 2. – С. 338.

 

26.     Маяковский, В. В. Война объявлена ; Мама и убитый немцами вечер ; Я и Наполеон : [стихотворения] / В. В. Маяковский // Сочинения : в 2 т. – Москва, 1987. -  Т. 1.  – С. 53-59.

 27.       Маяковский, В. В. Война и мир : поэма / В. В. Маяковский // Сочинения : в 2 т. – Москва, 1988. – Т. 2. – С. 34-62.

 

Зарубежная проза

о Первой мировой войне

             Первая мировая война стала кардинальной темой мировой литературы первой половины ХХ века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, повлияла на творчество писателей стран Европы.

            Литература «потерянного поколения» сложилась в европейских и американской литературах в течение десятилетия после окончания войны. Зафиксировал её появление 1929 год. Тогда были созданы три романа: «Смерть героя» Р. Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка и «Прощай, оружие!»    Э. Хемингуэя.        

            В литературе определилось потерянное поколение, названное так с лёгкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману «Фиеста. И восходит солнце» (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн: «Все вы – потерянное поколение». Эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их произведениях было столько отчаяния и боли, что их определили как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались идеалы и ценности, которым учили с детства.

1.       Барбюс, А.  Огонь ; Ясность : романы : пер. с фр. – Москва : Худож. лит., 1980. - 540 с.

             Анри Барбюс (1873–1935) занимает особое место во французской литературе. Продолжатель традиций христианского реализма, он стал вместе с тем основоположником литературы социалистического реализма во Франции. Ни по возрасту, ни по состоянию здоровья Барбюс не подлежал мобилизации и всё же добровольно пошёл на фронт простым солдатом, когда началась Первая мировая война.  Он увидел войну такой, какая она была на самом деле.       Роман «Огонь» впервые был опубликован в августе 1916 года в газете «Эвр», а в октябре того же года автор был удостоен Гонкуровской премии. Роман вошёл в историю мировой литературы как честная и талантливая книга, разрушившая вокруг войны ореол парадности и романтики. Барбюс написал будни войны, он изобразил войну как тяжёлую и грязную работу взаимного истребления ни в чем не повинных людей.

            О войне и о том, что произошло со многими участниками войны, ставшими революционерами, писатель рассказывает в романе «Ясность».

 

 

2.         Гашек, Я. Похождения бравого солдата Швейка / Ярослав Гашек ; [пер. с чешского П. Богатырева]. – Москва : Правда, 1979. – 752 с. : ил. 

 

            «Похождения бравого солдата Швейка» блестящего мастера политической сатиры Ярослава Гашека (1883-1923) - самое популярное произведение чешской литературы, переведенное почти на все языки мира. Роман вошёл в сокровищницу мировой литературы.

            Действие романа разворачивается во время Первой мировой войны, на территории доживающей последние годы Австро-Венгерской империи. Произведение описывает события, происходящие с Йозефом Швейком — отставным солдатом, с началом войны вновь призванного на службу. Автор неподражаемо сочетает авантюрно-плутовские приключения Швейка, о которых нельзя читать без смеха, с острейшей социальной и политической сатирой. Бравый солдат Швейк фигура одновременно и комическая,  и трагедийная.

             В 1915 году война вошла и в жизнь Гашека. Его призвали в армию и зачислили в 91-й пехотный полк, расположенный в Ческе-Будеёвицах. Многое из похождений Швейка, описанных в романе, в действительности произошло с самим писателем. В армии будущий роман пополнился не только историями и курьёзами, но и персонажами.

 

 

3.         Олдингтон, Р. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3.  Все люди враги : роман  / Ричард Олдингтон ; [пер. с англ. О. Ефимовской]. – Москва : Худож. лит., 1989. – 495 с.

           

            "Все люди - враги" – самый сокровенный из романов крупнейшего английского писателя ХХ века Ричарда Олдингтона (1892-1962), был завершен в 1933 году. В романе повествуется о судьбе Энтони Кларендона, представителя «потерянного поколения».           

            Роман разбит на четыре части, но, по сути, жизнеописание героя поделено на два основных периода: до и после войны. Первая мировая война расколола надвое картину времени. Распад великой цепи бытия подчеркнут композиционно: действие первой части романа завершается 1914 годом, действие второй отнесено к 1919 году. Война трактуется как провал во времени, поглотивший тысячи жизней и дорогое герою прошлое.

            Растерянный новобранец 1914 года, которому внушают, что война – «священный долг» перед Королем и Отчизной, к 1919 году превращается в живой труп, находящийся во власти пережитого кошмара. Война притупила чувства, смяла мысли. Погрузившись в пучину равнодушия, Энтони поплыл по течению…

 

 

 

4.         Олдингтон, Р. Смерть героя : роман : пер. с англ. / Ричард Олдингтон. – Москва : Правда, 1988. – 606 с.

 

      Ричард Олдингтон   был участником Первой мировой войны. Му­чительная острота воспоминаний о пережитом на войне, по­требность рассказать всю правду о мировой бойне побудили писателя перейти от имажинистских стихов к антивоенному социально-психологическому роману.

Через десять лет после войны Олдингтон написал роман «Смерть героя» (1929), в котором  подвергает резкой критике английское  общество  начала  века, осуждает  безумие и преступность войны. «Смерть героя» - это роман о «потерянном поколении». Олдингтон рассказал о трагедии молодого поколения, слом­ленного и раздавленного войной. «Смерть героя», по словам автора, «…в сущности, надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало». Герой этой книги, молодой интеллигент Джордж Уинтерборн, прочитал к 16-ти годам всю поэзию, прекрасно знал живопись, сам пробовал себя в искусстве. На войне он стал просто порядковым номером, 31819, одним из тысячи безликих. На фронте не нужны личности и таланты, там нужны только послушные солдаты. Джордж не смог и не захотел приспособиться к войне, не научился убивать и лгать…

5.         Ремарк, Э. М. На Западном фронте без перемен : роман / Эрих Мария Ремарк ; пер. с нем. Ю. Афонькина. –    Москва : Вита-Центр, 1991. –  192 с.

              Роман известного немецкого писателя  Э.М.Ремарка (1898-1970) «На Западном фронте без перемен» – одно из наиболее ярких литературных произведений о Первой мировой войне. Опубликованная в 1929 г., эта антивоенная книга быстро приобрела популярность у себя на родине, а впоследствии стала классикой не только немецкой, но и мировой литературы 20 в.  В эпиграфе к роману Ремарк пишет: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Но роман вышел за эти рамки, став и исповедью, и обвинением.  Это история убийства на войне четверых одноклассников. Повествование ведётся от имени Пауля Боймера  и, несмотря на отсутствие датировки, напоминает фронтовой дневник. Описание военных событий перемежается с воспоминаниями о мирных днях и горестными раздумьями о несправедливости и зле мира, олицетворённых в войне.         Эрих Мария Ремарк в 1916 г. был призван в армию и  сам испытал то, что испытали его  литературные герои. Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну и солдатский быт.

 

6.         Хемингуэй, Э. Прощай, оружие! : роман / Эрнест Хемингуэй ; пер. с англ.  Е. Калашниковой. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1987. –   272 с.

               

                В 1929 году  известный американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) публикует книгу «Прощай, оружие!», которая стала самой лучшей и первой книгой «потерянного поколения» англоязычной литературы.   В этом романе  писатель стремился художественно раскрыть, как война и связанные с ней бедствия лишают человека права на достойную, полнокровную жизнь и деятельность. События романа разворачиваются на итало-австрийском фронте в 1917 году. Хемингуэй создаёт потрясающе яркие и сильные эпизоды военных будней, сражений, коротких дней отдыха, пьяный угар ресторанов в прифронтовых городках, гнетущую тоску лазаретов. Эта книга о любви лейтенанта Фредерика Генри  и медсестры госпиталя Кэтрин Баркли на фоне войны.

             Роман во многом является автобиографичным — Хемингуэй служил на итальянском фронте, был ранен и лежал в госпитале в Милане, где у него был роман с медсестрой.   В финале писатель приводит своего героя к осознанию жестокости, бессмысленности жизни, потерянности человека в этом огромном и враждебном мире.

 

           

 

 

 

 

 

 


Назад