Муниципальное казенное учреждение культуры

"Централизованная городская библиотечная система"

Комитета по культуре Администрации городского округа-город Камышин

 
Хочется, чтобы библиотека стала лучше?
 
Отзыв о библиотеке


 
Афиша событий

 Март
 Апрель

Картинка стопка книг
 

Электронный каталог Web-Ирбис

 
 

Библиотрансформер - Человеку-легенде, посвящается...

 
 

Краеведческая коопилка - Город - Люди - События

 
 

Блог: Библио-Графиня

 
Версия для слабовидящих
 

Версия для слабовидящих

 
 

 
 
Телефон доверия

 
 

 
 
 Поиск
Что искать:
Искать в разделе
Отбор по дате
С:
До:
 
 
Баннеры:

Выставки и презентации

Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ)
Осторожно млшенники
Портал госуслуг
 
Статистика:

Посещений страницы: 2186
Всего посещений: 6101973

Пользователей: 43487
 
3 июля 2018

«Целый мир своей души - в подарок!»: к 85-летию со дня рождения Е. Г. Синилова : биобиблиографический очерк

Назад

 

 

Составитель

Рада Александровна Зуева

Редактор

Ирина Александровна Постнова

 

         Ответственный за выпуск

Мария Григорьевна Крайникова

 

Оглавление

 

 

 


К читателю...........................................4
 

Вначале ….............................................6
 

Становление художника...................8
 

Книжная графика................................10
 

Экслибрисы мастера............................13
 

Работа в прессе......................................19
 

Искусство – и талант, и  тяжкий труд...22
 

Признание мастера.................................. 26
 

Скромный камышанин.............................29
 

Список использованной литературы.....37
 

Книги, иллюстрированные художником.....47


К читателю

 

 

  Биобиблиографический очерк «Целый мир своей души - в подарок!» посвящен 85-летию со дня рождения известного на весь мир мастера экслибриса, камышинского художника Евгения Григорьевича Синилова.

Биобиблиографический очерк состоит из десяти разделов.    

Каждый из разделов раскрывает определенный этап жизни и творчества художника.

В «Списке использованной литературы» представлены материалы, расположенные в алфавите авторов и заглавий. Эти источники использовались для составления  данного пособия.

Последний раздел предлагает список некоторых книг, в оформлении которых принимал участие Е. Г. Синилов.

В пособии есть  ссылки, приводящиеся в квадратных скобках, на нумерованные источники находящиеся в «Списке использованной литературы».

 Литература, представленная в биобиблиографическом очерке, находится в фондах Центральной городской библиотеки и ресурсах сети Интернет. Со сканкопиями газетных публикаций можно ознакомиться в нашем электронном каталоге на официальном сайте МКУК ЦГБС г. Камышина. Для оформления  пособия использованы и материалы из свободного доступа сети Интернет.

Пособие  адресовано  широкому кругу читателей.

 

Евгений Григорьевич Синилов

 

 

Вначале …

 

 

    3 июля 1933 года в г. Очаков Николаевской области в семье с художественными традициями родился Евгений Синилов. В семье рисовали все. Дед Синилова по материнской линии – вообще был известный украинский художник Кириак Константинович Костанди. Передвижник, автор жанровых полотен и отличный художник-педагог. Среди его учеников  были И. И. Бродский и М. Б. Греков, чьи имена обрели впоследствии мировую известность и славу. Сам же Евгений,  будучи школьником, оформлял стенные газеты и выступал художественным редактором  школьного литературного альманаха.

 После окончания школы серебряный медалист Евгений Синилов поступает в строительное училище Военно-морского флота в Царском селе. Приученный с детства к серьезному труду и ответственности он и служит успешно. В свободное от учебы время он по-прежнему много рисовал. Близость к знаменитым памятникам искусства и крупнейшим музеям не могла не оставить свой след в душе юноши. Он все больше увлекается изобразительным искусством. Именно в эти годы Евгений Синилов рисует многочисленные иллюстрации к прочитанным книгам. Впоследствии это увлечение окончательно определит его выбор.

 

Е. Синилов - выпускник Пушкинского военного училища.

г. Санкт-Петербург, 1960 г.

 

 

В 1964 году судьба молодого военного делает ещё один судьбоносный поворот: в 1964 году он поступает на заочное отделение факультета художественного оформления печатной продукции Московского полигра-фического института. А помог случай: одному заезжему генералу очень приглянулось оформление гарнизонной доски «кисти Евгения» и он дал добро на «непрофильное» для  молодого военного обучение.

Синилову в эту пору шёл только 31 год. … Шесть лет он сочетает непростую службу и нелегкую учебу. Здесь в институте на его становление оказал большое влияние любимый педагог и большой художник А. Д. Гончаров. Андрей Дмитриевич заведовал кафедрой рисунка и живописи, широко известный в России и за рубежом выдающийся мастер графики, любимый ученик патриарха советской графики В. А. Фаворского.

    

А. Д. Гончаров

 

В 1966 году капитана Синилова  переводят служить в Камышинское военное строительно-техническое училище. В наш город молодой офицер приезжает с женой и малышами-двойняшками. До 1969 года он был кадровым офицером. Здесь, в Камышине, Евгений Григорьевич подает в отставку, сразу отказавшись и от тяжелых служебных обязанностей, и от заслуженных льгот, отдав военной службе в общей сложности 17 лет жизни. Теперь у него больше свободного времени, которое он теперь полностью отдает творчеству. Ему только 37 лет…

 

Становление художника

 

С 1969 по 1970 гг. Евгений Григорьевич оформляет спектакли Камышинского драматического театра, который в те годы располагался в здании по ул. Комсомольской, 45 (ныне – магазин «Магнит»). В это же время он активно сотрудничает с Воронежским и Волгоградским книжными издательствами, занимается печатной графикой, много работает в технике акварели, создает экслибрисы и перфеличе. Именно работа в области книжного знака приносит ему мировую известность… Но это будет позже, а пока он обретает первый опыт наставничества, возглавив студию детского творчества в известном среди камышан клубе имени 8 марта.

Когда Синилов заявил о себе как о художнике-графике, то это событие сразу стало явлением в культурной жизни Камышина. Художников с высшим образованием тогда здесь ещё не было. Кроме Николая Васильевича Ерофеева в то время в Камышине увлеченно занимался живописью А. С. Вихлянцев, фронтовая медсестра М. Н. Милованова, заведующий клубом «Нефтяник» А. П. Петров и другие. Первые художественные выставки являлись общегородскими, но очень скромными. Художников было в ту пору немного, да и большое мастерство – редкость. Рецензия на одну из таких выставок, посвященная 300-летию Камышина так и заканчивалась: «Как жаль, что у нас нет художников-профессионалов». Вскоре в редакцию  газеты пришло письмо от только что приехавшего в Камышин Павла Георгиевича Лефтора. Он поругал выставку, раскритиковал рецензию и высказал претензию: «Как это у нас нет профессионалов? А я?» С него то и начались профессиональные выставки, а вот с приездом в наш город Евгения Григорьевича Синилова выставки стали совсем обычным делом. В 1971 году в Камышинском кинотеатре «Дружба» прошла первая персональная выставка Евгения Григорьевича Синилова. Среди акварелей, гравюр, зарисовок и книжных иллюстраций всех тогда поразили маленькие и очень емкие произведения художника – экслибрисы. Тогда их было ещё немного, два-три десятка. Но они уже были узнаваемы. К камышинской живописи прибавилась тонкая, изящная гравюра. Мы узнали, как красивы и изящны экслибрисы, ведь в этом жанре здесь вообще никто не работал. Художника быстро оценили и полюбили, и он тоже принял всей душой наш маленький городок.

С 1970-1973 гг. он работал в художественной мастерской городского парка культуры и отдыха. А в сентябре 1973 года Евгений Синилов становится преподавателем, а затем заведующим учебной частью городской Детской художественной школы, где проработает до 1999 года. Евгений Григорьевич создал при школе клуб художников. Здесь профессионалы и любители встречались, общались, спорили.… Случалось, что любители в запарке нападали на дипломированных художников, и только Синилов умел всех утихомирить и свести страсти на нет. Он был очень дружен с Николаем Васильевичем Ерофеевым, известным камышинским художником-самородком, учеником известного камышинского скульптора Николая Петровича Волконского.

Н. В. Ерофеев

 

Главный творческий принцип Ерофеева был : «Работать надо!»,  и они работали. Много времени они провели за мольбертами, поставленными рядом. Потом Евгений Григорьевич признавался : «В живописи Николай Васильевич дал мне очень много».[17]

 

Книжная графика

 

Именно в этот период, в 70-е годы различных книжных издательствах страны выходят в свет книги, оформленные и проиллюстрированные Евгением Григорьевичем Синиловым, более 80 изданий произведений таких авторов, как Л. Толстой, П. Селезнев, Е. Замятин, С. Сергеев-Ценский…   Евгений Григорьевич создавал и обложки к уже иллюстрированным им произведениям. Так, например, случилось с романом А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» или «Петька-Робинзон» В. Леднева, или «Крах» Петра Селезнева.

Обложка книги  А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»

 

За иллюстрации к произведениям  Георгия Троепольского в 1977 г. на Всесоюзном конкурсе книги художник был удостоен диплома II степени. В 1987 году Евгений Синилов становится участником-дипломантом и одним из создателей эмблемы Междуна-родной Московской книжной выставки-ярмарки «Книгоноша-87» (диплом II степени).

     Вот как воспоминает о работе Синилова с книгами известный камышинский журналист В. Н. Мамонтов :  «Как-то в Волгограде я показал поэту Федору Сухову только что вышедший сборник стихов Маргариты Агашиной. Оформление книги его изумило. Летнее поле, луг, зеленые березки, отблески, отсветы просторного неба. … Все дышало нежностью, как песней, и звало в мир стихов. - Это очень редко бывает, когда художник так глубоко чувствует поэта, тянет с ним на равных тематическую ноту, - сказал Федор Сухов. И я понял : он пожалел, что ему не встретился такой мастер. А речь шла именно о Евгении Синилове».[40]

Со многими писателями и поэтами, чьи книги пришлось иллюстрировать, Синилов встречался лично. Одним из ярких периодов в своей жизни Евгений Григорьевич Синилов считал знакомство с Маргаритой Агашиной. Замысел оформления книги её стихов в карманном варианте был очень оригинальным, а вот исполнение в Нижне-Волжском книжном издательстве было несколько неудачным. Маргарита Агашина, добрейшей души человек, как могла успокаивала Синилова, и они запланировали совместный выпуск очередного сборника… Книга не осталась незамеченной… Маргарита Агашина называла Евгения Григорьевича Синилова своим соавтором.

Обложка подарочного издания  М. Агашиной «Стихи»

 

 Многие писатели и поэты дарили художнику оформленные им книги в подарок. Так на книге «Пора медосбора» (1978 г.), подаренной Василием Макеевым сохранилась дарственная надпись: «Дорогому Жене Синилову – хорошему человеку и художнику от души. Всё, что есть хорошего в книжке, Женя, - это твоё, а похабщина вся – моя! С любовью В. Макеев, запоздалый май 1980 г.».[74] Эти слова автор написал расстроенный критикой своих стихов в «Литературной газете» и  поэтому отделил своё творчество от работ Евгения Синилова.

Работы Синилова больше, чем иллюстрации в привычном понимании. Художник, как правило, не любит повторять то, что создано словом. Он обогащает словесные образы своим видением,  у Синилова это очень заметно выражено. В его иллюстрациях кроется нечто большее, более глубокое, стоящее где-то за контурами рисунков. Не случайно его некоторые иллюстрации воспринимаются как самостоятельные произведения : гравюры «Фауст», «Суверенитет», триптих «Притча о жизни»…. Это работы философского плана.

«Я хочу, чтобы мои работы заставляли думать, - говорил Евгений Григорьевич Синилов. – поэтому нередко использую в них гротеск, парадокс, романтические мотивы и даже притчевость».[40]

К сожалению, не все книги, проиллюстрированные художником, были изданы.

 

 

Экслибрисы мастера

 

 

Благоговейное отношение к книге приводит мастера к созданию экслибрисов ( Экслибрис (от латинского ex libris – из книг) - книжный знак, свидетельствующий о принадлежности данной книги какому-либо владельцу), искусству, требующему умения отбирать яркие образы и атрибуты, определяющие характер владельца книжного знака и  находить адекватные им средства художественной выразительности. Созданием экслибрисов Евгений Григорьевич увлекся ещё в середине шестидесятых годов, когда учился на художественном факультете Московского полиграфического института.  И именно работа над экслибрисами позволила мастеру достичь настоящих высот в графическом искусстве. Особенно, серия экслибрисов, посвященных А. С. Пушкину. Пушкиниана Синилова прославила имя Евгения Григорьевича на весь мир. В 1995 году в Португалии вышла в свет «Всемирная энциклопедия современного искусства экслибриса», в которой напечатаны сведения о нашем известном земляке, вошедшем в список десяти лучших в мире мастеров экслибриса. Всего в ней представлены шестнадцать лучших творцов книжного знака со всего мира. А в крупнейшей Пушкиниане из работ Евгения Григорьевича Синилова (200!), нашему камышинскому мастеру, отвели 20 страниц! Один экземпляр этой книги был позже прислан художнику по почте. Это ли не всемирное признание таланта настоящего мастера.

Экслибрис вообще занимает особое место в изобразительной Пушкиниане, являясь связующим звеном, соединяющим образ и творчество поэта с увлеченьем владельца-библиофила и художественной миниатюрой, ставшей также предметом коллекционирования.

     Впервые пушкинский экслибрис отмечен в труде У. Г. Иваска «Описание русских книжных знаков», изданном в 1905 году в Москве. Экслибрис был выполнен в конце 80-х годов прошлого века в Париже гравером И. Песке по рисунку известного художника и скульптора М. О. Микешина для библиотеки крупнейшего собирателя-пушкиниста А. Ф. Онегина. С той поры художниками было создано более трех тысяч пушкинских экслибрисов. Мы можем гордиться тем, что имя нашего земляка Евгения Григорьевича Синилова навеки вошло в историю экслибриса и навсегда останется в памяти потомков. … Выставки работ Евгения Григорьевича Синилова проходят в Музее экслибриса в Москве.

К теме Пушкина, особенно, обратили внимание в 1974 году, который был объявлен пушкинским – в честь 175-летия со дня рождения великого поэта. Тогда многие художники страны обратились к пушкинскому образу ещё раз. Особенно много работ было выполнено на пушкинских книжных знаках – экслибрисах, на которых был запечатлен образ самого поэта, места, где он родился, жил, писал стихи, отдыхал. В это время Евгений Григорьевич Синилов работал в детской художественной школе г. Камышина и в этот год 175-летия А. С. Пушкина художник выполнил двенадцать  книжных знаков.

 

 

Экслибрис работы Е. Г. Синилова

 

Пушкиниану Синилова высоко ценил известный во всем мире хранитель Пушкиногорья Семен Гейченко. Работы, посвященные Пушкину, показала Гейченко наш камышинский искусствовед Валентина Семеновна Золотарева. «Это настоящий художник. Большой, настоящий мастер» - восторженно отозвался о работах камышинского художника легендарный смотритель села Михайловского, а потом сам  заказал Синилову экслибрис.[28] А  Валентина Семеновна позже посвятит Евгению Григорьевичу эти шуточные строки :

 

 

«Он столько с Пушкиным возился,

Что Пушкин даже прослезился,

Не знаю, кто кого достал,

Но каждый нам милее стал.

Возьмём «Сожжённое письмо».

Читали мы его давно,

Но лишь с синиловской картинкой

У всех закапали слезинки.

Гравюра и стихотворенье –

Любви высокой проявленье,

Читатель горестно читает.

Любуется и вспоминает,

Как молод был и как любил,

За тридцать лет не позабыл…

Огонь любви всё сердце сжёг.

И вот убийственный поджог.

Лишь по семейной конспирации

Свершилась эта операция!

Синилов с Пушкиным в союзе.

Хоть каждый служит своей Музе».[17]

Сожжённое письмо. Иллюстрация, 1986 г.

 

Смех смехом, а  ведь талант художника не остался незамеченным : в 1999 году в Москве выходит в свет «Пушкиниана Евгения Синилова», книга ставшая почти сразу библиографической редкостью!

Были и краеведческие находки, связанные с творчеством Синилова. Так, в Риге установили дом, куда были присланы семь из одиннадцати писем А. С. Пушкина для А. П. Керн. «Она жила в доме, который теперь уже не существует, - рассказывает Нинель Ивановна Подгорная в своей книге «И Александр Сергеевич прогуливается… по Домской площади» (см. : Подгорная, Н. И. И Александр Сергеевич прогуливается… по Домской площади / Н. И. Подгорная. – Рига : Балто-Слав. о-во, 2002. – 148 с. : цв. ил.), – Анна Петровна жила на Цитадельной площади по адресу Кронсгебейде, 1. В 1977-м году на этом месте начали строить «Агропром». В книге есть гравюрный триптих с изображением этого двухэтажного каменного дома – работы художника Евгения Синилова из Камышина. Сделал он их по акварели рижского архитектора Юрия Васильева. Дом находился на территории военной части. Когда стало известно, что он идет под снос, Юрий Васильев попытался через пролом в заборе пробраться к нему и сделать для истории фотографию. Однако его заметил часовой – «диверсия» была пресечена. Тем не менее, Юрий Васильев смог по памяти написать и саму площадь, и дом Анны Керн. Сейчас эта акварель находится в музее «Пушкин и Балтия». А на Цитадельной площади установлен памятник Анне Петровне»[54]… Так работы художников, дополняя друг друга, соединяют целые эпохи и помогают сохранить все, что связано с именем великого Пушкина.

Анна Керн в Риге.

Триптих, 1990 г.

 

Пушкиниана Синилова – совершенно уникальное явление в искусстве. «Так Пушкина еще никто не рисовал, таких экслибрисов до Евгения Синилова не было», - утверждает заместитель председателя Московского клуба экслибрисистов В. Бакуленко. [40]

- Пушкин – моя любовь с детства, - признавался сам художник.[70] И эта любовь неувядаема…

 Свердловский знаток графики С. Ваксман утверждал, что «…Евгений Григорьевич Синилов – признанный мастер графики. В среде коллекционеров считается весьма почетным иметь работы художника».[23]

     Ему заказывали экслибрисы космонавты (Алексей Елисеев и Юрий Малышев), знаменитые актеры (Николай Бурляев, Наталья Бондарчук…), родственники Пушкина, журналисты, писатели, люди известные и совсем обычные. … С кем-то художник встречался лично, как, например, с Бурляевым и Бондарчук, а кто-то, увидев его экслибрисы у своих знакомых или друзей, через них просил заказать для себя. Заказы шли из разных уголков не только нашей родины, но и из разных стран мира : Англии, Испании, Голландии, из бывших советских республик… Имя мастера известно экслибрисистам всего мира. Синилов являлся участником и дипломантом ряда международных, всесоюзных, областных и персональных выставок.

Экслибрис работы Е. Г. Синилова

 

«Многоуважаемый и дорогой Евгений Григорьевич! Самое сердечное Вам спасибо за прекрасный подарок – Ваши экслибрисы и иллюстрации. Этот неожиданный и тем более приятный дар доставил и доставляет мне радость и удовольствие. Очаровательны и изящны рисунки к «Домику в Коломне», - пишет Синилову правнучка Пушкина Ирина Гибшман из Архангельска.[40]

«Присланные Вами гравюры обогатили собрание советского отдела наших фондов - пишут работники музея А. С. Пушкина. – Портрет Пушкина и иллюстрации к «Гавриилиаде» и к «Домику в Коломне» включены в основной фонд, экслибрисы пополнили большую интересную коллекцию работ этого жанра…».[40]

Пушкиниана Синилова признана уникальной и в сборнике «Музеи России», выпущенном в 1993 году.

 

 

 Работа в прессе

 

Много сделал Евгений Григорьевич для камышинской газеты «Диалог» («Ленинское знамя»). Известный камышинский журналист Геннадий Николаевич Клёнов вспоминает о своем знакомстве с Синиловым на одной из выставок в Камышинском историко-краеведческом музее: «В ту пору я был собственным корреспондентом «Волгоградской правды»… Женя был очень интеллигентным человеком, никогда не перебивал собеседника, выслушивал до конца, не спорил, не повышал голоса. Таких сегодня поискать…».[25] У художника и журналиста завязалась тесная дружба. Евгений Григорьевич часто приходил в редакцию «Диалога» когда Геннадий Николаевич работал уже там и делал заставки для первой полосы газеты, иллюстрировал тематические выпуски (юмористическую «Карусель» с самого первого выпуска этой страницы в октябре 1976 года  и литературную страницу «Отчая сторона»). Евгений Григорьевич придумал великолепную заставку, которой открывался каждый выпуск «Карусели» и которая стала веселым опознавательным знаком страницы, выходившей каждые две недели.

Е. Синилов и Г. Павлов

Его остроумные рисунки иллюстрировали басни и фельетоны, рассказы и очерки. Он  создавал дружеские шаржи на известных в нашем городе деятелей культуры. Более того рекомендовал со временем привлечь к сотрудничеству молодого и способного карикатуриста Василия Чеботарева, одобрительно отозвался о первых рисунках Николая Хайло. Потом это образовавшееся трио долго «резвилось» на страницах «Карусели», вызывая добрые улыбки её читателей. Известный камышинский журналист Виктор Федорков был в ту пору в редакции ответственным (сначала вместе со С. Рахубой, а затем один) за выпуск «Карусели» и выступал в ней под псевдонимом главного карусельщика Захара Каталкина. Это совместное творчество очень сдружило двух талантливых людей.

В. Федорков

Журналист часто бывал в гостях у художника, а на квартире  у Федоркова устраивались «мальчишники» на которых присутствовал  камышинский «творческий бомонд», где, конечно же, не обходилось без Синилова. «Говорили об искусстве, делились планами, спорили! Вернее, спорили мы. Женя улыбался «в усы», казалось, он понимал каждого» - вспоминал Геннадий Клёнов.[25] Хозяин этих творческих посиделок Виктор Федорков стал со временем своеобразным «доверенным лицом» Евгения Григорьевича. Нередко бывало, когда кто-нибудь из обращавшихся к нему с просьбой рассказать о его творчестве и о себе, слышал от Евгения Григорьевича : «Идите к Федоркову. Он все знает и о моем творчестве, и обо мне лучше меня».[64] Виктор Федорков вспоминал об одном из таких случаев, произошедшем в 1995 году : « … в Камышин из Волгограда приехала телевизионная группа, для того чтобы сделать двадцатиминутную передачу о художнике Синилове, а он им : «Без Федоркова пред телекамерами не сяду». Пришлось мне, после долгих уговоров согласиться, чтобы выручить и друга, и телевизионщиков». [64]

Евгений Григорьевич иллюстрировал и другую камышинскую газету «Волжский простор». Был востребован художник и в Камышинской типографии, где издавались и издаются книги местных авторов.

     Вообще с пишущей братией и телевизионщиками Синилов вел себя очень скромно, но это не потому, что как-то тушевался, а просто был уверен в том, что за художника должны говорить его работы.

 

Искусство – и талант, и  тяжкий труд

 

Евгений Синилов овладел в совершенстве секретами разных видов графики, ему одинаково подчинялись станковая и книжная графика и экслибрис.

Многие работы по размерам не превосходят листок из тетради, а некоторые вообще – меньше спичечной этикетки. Но с каким нескрываемым удовольствием рассматривали посетители книжных выставок работы нашего Синилова! Скромные, неброские, но удивительно живые и выразительные гравюры и рисунки художника. Целая серия гравюр художника была посвящена городу, который он считал своей родиной - Камышину. В интервью, посвященном своему 60-летию, Евгений Григорьевич сказал : «…Камышин стал моей судьбой, здесь я родился как профессиональный художник. Городок относительно тихий, что для меня, человека творческого, очень хорошо. А не нравится то, что он утрачивает свой старинный облик…  никогда не ощущал себя провинциальным,  а вот самобытность сохранить удается. И суеты здесь меньше, и времени для раздумий больше…. А вот доставать художественные материалы и инструмент мне труднее, чем в больших городах. Там мои коллеги все это могут купить в художественных салонах, а я собираю по крохам, использую знакомства». …[74]

В лихие 90-е годы, когда книжные издательства страны сократили количество выпускаемых книг,  заказов у Евгения Григорьевича заметно поубавилось, приходилось искать другие способы заработать себе на хлеб насущный. Акварели и пастели стали для художника этим спасательным кругом. Они были совершенно неповторимы!

  Маленькие, уютные камышинские уголки природы, тихие улочки старого города с деревянными домиками и палисадниками – все замечал взгляд мастера. «Зеленый шум», «Уголок сада», «Озеро», «Тропинка в лесу» и другие акварели уводят нас в мир ожившей в красках родной природы. Особенно в последние годы жизни Евгений Григорьевич Синилов много работал в технике акварели и пастели, выполняя небольшие работы, наполняя их теплом и любовью  к родному городу.

 

Вечереет, 1990-е гг.

 

 

Другие работы мастера требовали владения другими техниками воплощения прекрасного :  приходилось кропотливо вырезать на пластике, а потом делать отпечатки на бумаге. Создавать графические работы дело нелегкое. Ведь лист становой графики – это оттиск с выполненной художником формы. Тут нужны и твердость руки резчика, и чувство материала. Это поистине изнурительный труд : тончайшими движениями резать кусочек пластика под увеличительным стеклом, изводить кипу бумаги, отыскивая наиболее лучший вариант. Переделывать всё заново…. И только потом любоваться своим новым творением.

 

Инструменты Е. Г. Синилова

 

Юрий Сухинин (которому Е. Синилов иллюстрировал книгу «Стишата о камышатах») посвятил художнику добрый дружеский шарж-эпиграмму под названием «Мастер и маргаритки», который просто невозможно не оставить без внимания :

«Евгений Григорьевич Синилов –

Парнишечка прям хоть куда!

Ах, сколько же женщин пленила

Седая его борода!

 

Не так как другие рисует,

Не кисточкою, - а ножом

Линолеум он полосует,

Сидит, попивая "Боржом".

 

И если понравится кто-то,

Он ножик достанет свой враз:

- Постой, не беги! Ну чего ты?

Тебя ж напишу я сейчас!

И правда, бывает, напишет,

Ну, если догонит кого.

И знает не только Камышин

Искусную

                      руку

                                      его.

 

И как бы мы ни были прытки,

Какой не пускали бы звон.

Мы все - лишь одни

 

                               маргаритки,

А Мастер единственный - он!» [60]

 

 

После долгих трудов художника перед нами предстают четкие контуры старых купеческих особняков Камышина, ветви кленов, речные волны, переливающиеся на ослепительном солнце…. Евгений Григорьевич Синилов профессионально владел и техникой линогравюры, рисовал углем, сангиной, карандашами, тушью. И все же лучшее, созданное художником, относится к области книжной и газетной графики. Сам Евгений Григорьевич говорил, что он работает, прежде всего, для себя, получая от этого наслаждение. Что не особенно-то задумывается над тем, что в итоге получится.

В станковой графике он использовал гротеск, парадокс, притчевость… Особенно впечатляют в этом плане его гравюры из триптиха «Притча о жизни». Романтические мотивы ярко выражены художником в работах «Унесенные морем», «Мансарда», «Джентльмен с собачкой»… Тревожность за современный хрупкий мир, за экологическую безо-пасность человечества пронзительно обнажена в гравюрах «Антивоенная рапсодия», «Выстрел Вильгельма Теля», «Набат», «Зной» и др.

А в последние годы Евгений Григорьевич создавал перфеличе. В переводе с итальянского «перфеличе» обозначает новогоднюю поздравительную открытку, специально создаваемую художником к этому любимому всем празднику. Каждый декабрь разлетались такие открытки из дома Синилова по разным адресам.

 

Признание мастера

 

Во многих городах России и за рубежом (Чехословакия, Болгария, Куба, Мексика, Великобритания, Франция) проходили выставки работ Синилова. «Я, комиссар конкурса третьего Международного Бьеннале экслибрисов под названием «Варсавиана в экслибрисе», сердечно приглашаю Вас принять участие в этом конкурсе, - пишет из Польши Юзеф Тадеуш Чосныка. – Я был бы рад, если бы Вы захотели приготовить новые экслибрисы с варшавской тематикой…».[41]

 Подобные приглашения приходили Евгению Синилову нередко из самых неожиданных уголков земли. Особенно часто писали коллекционеры экслибрисов, собиратели книг, ну это и понятно : кому не хочется иметь свой никакого не похожий книжный знак?

 При Зональной Научной библиотеке ВГУ в Воронеже существовал долгие года кружок любителей книги «Воронежские библиофил» (с 1972 по 2001 год). Одним из знаков престижа библиофильского объединения было издание пригласительных билетов на заседание кружка. Наибольший вклад в работу над оформлением таких пригласительных билетов внес… Евгений Григорьевич Синилов. Первой его работой стало оформление пригласительного билета № 29, затем 31, 35. А на билете к 47-му заседанию воспроизведен экслибрис известного библиофила Я. С. Сидорина работы Евгения Григорьевича Синилова. «Тема работ Синилова, украсивших пригласительные билеты «Воронежского библиофила», - ностальгия ; их элементы – старинные тома в кожаных переплетах, перо, свеча. Манера художника характерна и узнаваема» -  отмечает Е. А. Нестерова.[48]

  Отзывы о выставках работ художника всегда добрые, сердечные и восторженные. Среди тех, кто их оставлял Евгению Григорьевичу – учителя, медики, учащиеся, рабочие, служащие, представители самых широких кругов общественности.

В книге отзывов Камышинского историко-краеведческого музея есть, например, отзыв В. Москвичева : «Очень хорошая выставка хорошего человека, хорошего мастера. Пять лет жил с художником на одной улице и не предполагал, что за скромной улыбкой кроется богатый мир образов, техники, мастерства. Спасибо!» Такие теплые отзывы приходят и в редакцию местной газеты, от посетителей его выставок из Баку, Тулы, Прибалтики….

Иван Папукчиев из маленького села Вырбина из Болгарии тоже откликнулся на творчество Синилова : «…Недавно в нашем Доме культуры закрылась выставка работ камышинского художника Евгения Синилова. Великолепные экслибрисы и гравюры порадовали всех… Прошу от имени моих односельчан передать благодарность Е. Г. Синилову за доставленное нам эстетическое наслаждение…».[45] Персональная выставка работ Евгения Григорьевича сначала выставлялась в Софии, а потом по просьбе болгар отправилась в путешествие по многим другим городам и весям страны. Вот так из одной болгарской глубинки дошло до нас восхищение необыкновенным талантом нашего земляка.

А вот мнение эстонского искусствоведа Светланы Пийльманн: «Из-под штихеля Е. Синилова выходят поэтические сюиты, отвечающие всем канонам экслибристики. Они пользуются успехом, как у любителей графики, так и у коллекционеров во всем мире». [23] Также восторженно о работах Синилова отзывался английский профессор Вильям Батлер, немецкий писатель Ландольф Шерцер, российские известные писатели, чьи книги он иллюстрировал. … Очарованные зрители писали добрые слова признательности талантливому художнику со всех выставок, наверное, и из них тоже можно составить не один увесистый том. … А сам Евгений Григорьевич очень трогательно относился к отзывам на свое творчество. Люди творческие всегда ждут обратной связи – ждут оценок своего творчества, ведь своими работами они доносят до нас свои мысли, чувства, надежды, тревоги...

А сколько работ ещё оставалось лежать дома на полках – ведь не всегда есть возможность показать всё. Это большая потеря для любого ценителя искусства, да и для художников эта невостребованность их работ тоже сказывается негативно. А здесь работы не дошли до своего адресата – зрителя.

     Чувствовал свою невостребованность и Синилов. В одном из своих интервью он скажет : «Я бы хотел сказать о невостребованности меня, как художника, городом, в котором я живу. Он использует мой художественный потенциал процентов на десять, не больше. Меня лучше знают и используют вне Камышина, например, издательства, организаторы выставок, музеи. … Здесь же меня включил в работу на полную мощность только президент футбольного клуба «Текстильщик» Валентин Павлович Вчерашний. По его просьбам я оформляю вымпелы, значки, эмблемы, буклеты, футбольные издания…».[74]

А ещё он создал прекрасные экслибрисы для библиотеки Камышинского историко-краеведческого музея, для Центральной городской библиотеки, для библиотеки горкома….

 

Скромный камышанин

 

В быту он был очень скромным, без всякого намека на «звездность». Он жил в обычной квартире в пятиэтажном доме по ул. Гоголя, недалеко от Волги. Одна из комнат трехкомнатной квартиры была рабочим кабинетом художника.

Не было у него ни дачи, ни машины. «Каждый день хожу мимо дома, где живет Евгений Григорьевич, - сетует камышинский журналист и искусствовед Валентина Семеновна Золотарева, – и никак не запомню его окно. Стандартный квартал, стандартный дом и обычное окно, из которого видны такие же стандарты. А мне видится уютный домик среди зелени. Здесь Евгений Григорьевич работает, принимает приезжающих к нему писателей, поэтов, художников. Здесь же он занимается со своими учениками. Камышинская школа графики становится известной во всей стране. А через многие десятилетия вижу здесь Музей книги, какого ещё нет в Поволжье…».[23] Сегодня, вспоминая эти слова Валентины Семеновны, думается о том, что все мы остались в необъятном долгу перед Евгением Григорьевичем: и город и камышане…

По характеру Евгений Григорьевич был человеком общительным, с юмором, если случалось дружеское застолье, часто брал гитару и пел, в том числе и песни собственного сочинения. В одной из них есть такие слова :

 

«Я песню придумал при жизни –

Прощальное слово моё.

А вам, дорогие, на тризне

Допеть завещаю её.

 

Я жил, как жилось, как умелось,

Но всем нам отмерен предел.

Мне многого в жизни хотелось

И многого я не успел.

 

Но это последнее дело –

Обид я на жизнь не копил.

И нервы, и бренное тело

Не очень берег и хранил.

 

Но все же уверен при этом,

Что был я счастливым вполне.

Держите же хвост пистолетом,

Не надо грустить обо мне.

 

Берите бокалы большие,

Налейте, кто сколько хотел,

И радуйтесь жизни живые,

Как я это делать умел».[65]

 

 

И в то же время…  «Это был совсем непростой человек – вспоминает В. С. Золотарева. - Любил спорить и отстаивать свое мнение. Не считался с казенными авторитетами. Очень вредил этим самому себе». [21]

Он берег свое время, чтобы полнее отдаться любимому делу. А в творчестве  был очень работоспособным : едва закончив работу над одной гравюрой, начинал заниматься уже реализацией новых замыслов, которых у него было много на протяжении всей жизни. В повседневной жизни совершенно аполитичен. Считал себя человек необоротистым и нехватким. Не всегда в достатке был семейный бюджет, однако он никогда не роптал и щедро дарил свои поистине уникальные работы близким людям и просто добрым знакомым.

Все, кто близко знал художника, отмечают, что Евгений Синилов был высоко интеллектуальным человеком : хорошо знал русскую и зарубежную литературу, историю, народное творчество, обладал философским взглядом на жизнь. Это позволило ему создавать настоящие шедевры. : знаменитую Пушкиниану, гениальный графический образ Фауста, который сам Евгений Григорьевич считал своим высшим достижением, и многое другое, родившееся под штихелем большого мастера.

Так случилось, что проиллюстрировав десятки книг, известный во всем мире экслибрисами, посвященными А. С. Пушкину, участник многих российских и зарубежных выставок Е. Г. Синилов не был членом Союза художников СССР и Союза художников России. Сам художник объяснял это так : «Волгоградское отделение Союза художников СССР в свое время трижды принимало меня, в Москве тоже «проходил» секцию графики, а на секретариате не хватало нескольких голосов. Причем за меня голосовали известные графики, а против были, как правило, те, чьи имена никому и ничего не говорят. Для них я выбивался из общего ряда. Но вот что интересно - Союз художников отказывал мне в приеме, а Министерство культуры и Всесоюзное общество любителей книги присылали приглашения принять участие в международных выставках. И так я участвовал во многих из них – в Мексике, Англии, Франции, на Кубе. … И получалось, что мое творчество находило признание в нашей стране и за рубежом, но только не в Союзе художников. Со временем я к этому привык и прекрасно обходился без членства в этой организации…»[74] Он был скромен, не любил выпячивать свой талант и обивать пороги чиновников. Но признание все-таки пришло летом 2000 года,  Евгений Григорьевич был награжден почетным знаком «За достижения в культуре». Знак был вручен камышинскому мастеру накануне издания за рубежом – в Италии и Англии – лучших его работ.

Скончался художник внезапно, как и все сердечники. В этот день, 6 ноября 2002 года, камышинский писатель и журналист Владимир Сидельников собирался подарить ему свою только, что изданную книгу «Последний козырь» с иллюстрациями Синилова. Не успел….  Евгений Григорьевич ушёл от нас в самом расцвете своих сил. Столько мог бы еще сделать… Высокое мастерство, интеллект, твердая рука, обостренное чувство композиции и колорита говорили о том, что он обладал неисчерпаемым потенциалом, только времени оказалось отпущено мало…

Он наказал не играть похоронных маршей и не произносить пышных речей. «Пусть будут только свои». «Своих» оказалось много…. В холодный осенний день его провожали в последний путь … «Гении рождаются в провинции, а умирают в Париже» - говорят французы. Синилов и родился и умер в провинции. Евгений Григорьевич похоронен  на старом кладбище. По тропинке, ведущей к могиле Герою России Александру Колгатину, обратите внимание на скромный памятник, белые ромашки осыпали его под щедрым камышинским солнцем. Остановитесь и вспомните о прекрасном и талантливом человеке – Евгении Григорьевиче Синилове.

 

 

Памятник художнику на старом кладбище Камышина

 

В 2008 году на заседании художественного совета  при Комитете по культуре администрации города обсуждался вопрос об издании альбома художника,  об установке бюста Евгения Синилова и присвоении его имени скверу, примыкающему к зданию художественной галереи. Были замыслы учредить ежегодную премию имени Евгения Григорьевича Синилова, которая бы вручалась лучшим художникам нашего города. Жаль, что не все эти планы были осуществлены… А пока только мемориальная доска (во исполнении Решения Камышинской городской Думы от 26.08.2004 года № 71 в целях увековечения памяти художников Е. Г. Синилова и Н. В. Ерофеева, «внесших значительный вклад в развитие культуры и искусства города Камышина»), на доме, где жил Евгений Григорьевич, осталась в городе.

 

А через полгода после его ухода в Камышине открылась городская художественная галерея, о которой так мечтал художник.

«Синилов оставил большой след не только в культурной жизни нашего города, но и в мировом искусстве», - уверен Геннадий Николаевич Клёнов. Работы Евгения Григорьевича Синилова находятся в частных и государственных собраниях разных стран Европы, пушкинских музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Риги… Коллекция графики талантливого мастера составляет уникальную часть Камышинского историко-краеведческого музея.

 «Зажигает тот, кто горит сам. Благодарю за свет, которым автор озаряет земляков. Спасибо за вдохновенный труд» - напишет в книге отзывов на персональной выставке его работ, посвященной 60-летию художника, камышинская поэтесса Анна Тарасова.[29] И с этими словами согласится каждый камышанин.

Стал профессиональным архитектором сын Евгения Григорьевича - Алексей. Первые гравюры под присмотром талантливого дед делала внучка Катюша. Дочь - Ольга Евгеньевна не раз становилась организатором выставок отца, просматривая архивы и подготавливая для показа его работы, она дарила всем нам возможность соприкоснуться с уникальным творчеством этого талантливого художника. Многие из его работ до этого еще не покидали стен мастерской. А сколько Евгений Григорьевич воспитал учеников, будучи преподавателем Камышинской детской художественной школы! Как-то, на одной из выставок местных художников в Камышинском музее Евгений Григорьевич, обращаясь к Алексею Павловичу Петрову, сказал о молодых мастерах : «Смотри-ка, молодые-то уже нас обходят!» Услышавший эти слова Сергей Чеботарев, спросил у художника, не ревнует ли он. На что тот ответил : «Что Вы, я радуюсь. Наши ученики, наша смена должны рисовать лучше нас, - иначе регресс, конец живописи. Так должно быть. Это хорошо».[75]

Своим творчеством Евгений Григорьевич прославил не только себя, но и наш родной Камышин. Но самому ему не было никакого дела до собственной славы. Очень много работ Синилова осталось в частных коллекциях всего мира, и, конечно, у камышан, некоторые из них годами коллекционировали его творения. Теперь его творчество будет радовать ценителей искусства во всем мире. На его работах будут учиться молодые художники. Сам Евгений Григорьевич мечтал о выпуске «полного собрания своих сочинений». Жаль, что только после его смерти увидел свет альбом, посвященный 75-летию художника, куда вошли его работы.

Превосходная полиграфия, чудесная композиция, включающая около 170 лучших работ мастера. Возьмите книгу в руки, и посмотрите, как прекрасны работы нашего земляка – это ещё один повод убедиться в том, что искусство вечно. А мы, листая альбом его работ, ещё раз имеем возможность вспомнить о талантливейшем человеке, который жил с нами совсем рядом : в одном городе, на соседней улице…

«Такого художника и человека, как Евгений Григорьевич Синилов, нет и не будет, – говорит Геннадий Клёнов. -  Талантливого, чистого душой, искреннего, честного, глубоко порядочного. Таким он и останется в наших сердцах, таким мы всегда будем его помнить». [35]…

Е. Г. Синилов

Фото Юрия Сухинина

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Евгений Синилов : [альбом] : к 75-летию со дня рождения художника. -  Камышин, 2008. - 91 с.

2. Художник с мировым именем // Известные камышане двадцатого века / сост.- ред. В. А. Федорков. - Камышин : [б. и.], 2003. – С. 130-132.

3. Мамонтов, В. Н. Оба эти восторга… / В. Н. Мамонтов // Мамонтов, В. Н. Долгое эхо друг друга : документальные повести, силуэты / В. Н. Мамонтов. - Камышин : МАУ "Медиа холдинг", 2015. – С. 156-160.

4. Мамонтов, В. Н. Оба эти восторга… / В. Н. Мамонтов // Долгое эхо друг друга : [документальные повести, силуэты, очерки] / В. Н. Мамонтов. - 2-е изд., доп. - Камышин : МАУ "Медиа холдинг", 2016. – С. 157-161.

5. Мамонтов, В. Н. Оба эти восторга… / В. Н. Мамонтов // На своем берегу. Литературные тропинки отчей стороны / В. Н. Мамонтов. - Камышин : Камышинская типография, 1998. – С. 135-142. : фот.

 

***

 

6. Бакуменко, В. Песня Евгения Синилова : [Е. Г. Синилов, русский мастер искусства экслибриса ХХ в.] / В. Бакуменко // Юность. - 2007. - N 3. - С. 85-86.

7. Бондарь, Е. В добрый путь /  Е. Бондарь // Легкий день. - 2008. - 19 дек. (№ 97) - С. 8 : фот.

8. Бывальцева, И. Эссе об экслибрисах / И. Бывальцева // Волжский простор. - 1996. - март (№ 11). -  С. 2.

9. Васильев, С. Когда приходит вдохновение, тогда мое ремесло превращается в творчество / С. Васильев // Камышинский Еженедельник БС пресс. - 2001. - 24/30 янв. (№ 4). - С. 4 : фот.цв.

10. Выставка Евгения Синилова // Деловой Камышин.  - 2004. - 12 авг. (№ 32). - С. 2.

11. Гетманский, Э. Возрождение российского экслибриса (1960-е годы). Провинциальные художники-графики Часть 3. Урал и др. [Электронный ресурс] /  Э. Гетманский / suzhdenia.ruspole.info. – Эл. Ст. – Режим доступа : http://suzhdenia.ruspole.info/node/8275 (дата обращения 20.06.2018)

12. Гетманский, Э. Мастер малой графики /  Э. Гетманский // Ленинское знамя. - 1989. - 18 нояб.  (№ 183). - С. 1

13. Гетманский, Э. На выставку в Тулу  / Э. Гетманский // Ленинское знамя. - 1988. - 14 июнь (№ 95). - С. 3.

14. Гетманский, Э. Участник выставки - камышанин  / Э. Гетманский // Ленинское знамя. - 1986. - 17 янв. (№ 10). - С. 4.

15. Евгений Григорьевич Синилов : биография [Электронный ресурс] // 7vetrov.net. Эл. ст. – Россия. – Режим доступа : http://7vetrov.net/khudozhniki/sinilov (дата обращения 09.06.2018)

16. Золотарева, В. В них – душа Камышина [Электронный ресурс] / В. Золотарева // КаравайNEWS. – Эл. ст. – Россия. – Режим доступа : http://www.karavaynews.ru/kultura/valentina-zolotareva-v-nih-dusha-kamyishina.html (дата обращения 20.06.2018)

17. Золотарева, В. Воспоминания / В. Золотарева // Родник. – 2016. - № 9. – С. 68-81.

18. Золотарева, В. Два Евгения Григорьевича / В. Золотарева // Диалог. - 2008. – 14 февр. (№ 27). – С. 2 : ил.

19. Золотарева, В. "Делать для людей доброе, красивое - то, без чего жизнь была бы скучной" / В. Золотарева // Диалог. - 2002. - 16 дек. (№ 243). - С. 3 : ил.

20. Золотарева, В. И вот альбом : любуюсь и ворчу... / В. Золотарева // Диалог. - 2009. - 12 февр. (№ 26). - С. 2.

21. Золотарева, В. Певучие штрихи его гравюр : к 70-летию со дня рождения Е. Г. Синилова / В. Золотарева // Волжский простор. - 2003. - 3 июль (№ 27). - С. 4 : фот.

22. Золотарева, В. Штрихом гравюры своенравной... / В. Золотарева // Ленинское знамя. - 1983. - 9 июль  (№ 108). - С. 4 : ил.

23. Золотарева, В. Этот неугомонный Синилов / В. Золотарева // Ленинское знамя. - 1989. - 23 дек. (№ 205). - С. 4 : фот.

24. Караваева, М. Художник умер, я немею: какою музыкой владела кисть... / М. Караваева // Диалог. - 2012. - 9 нояб. (№ 254). - С. 2.

25. Караваева, М. Нашему Синилову - 80... / М. Караваева // Диалог. - 2013. - 26 июль (№ 167). - С. 3 : фот.

26. Кизель, Г. Поэт малой графики / Г. Кизель // Ленинское знамя. - 1977. - 9 апр. (№ 57). - С. 4.

27. Клёнов, Г. Графика и живопись Евгения Синилова / Г. Кленов // Диалог. - 2003. - 29 март (№ 59). - С. 3 : фот.

28. Клёнов, Г. Его величество мастер / Г. Кленов // Диалог. - Камышин, 2003. - 3 июль (№ 123). - С. 2 : фот.

29. Клёнов, Г. Зажигая, горит сам : заметки с выставки Е. Г. Синилова / Г. Кленов // Ленинское знамя. - 1993. - 20 июль (№ 115). - С. 2 : ил.

30. Клёнов, Г. Маэстро книжной графики и экслибриса / Г. Кленов // Диалог. - 2008. - 26 июнь  (№ 124). - С. 1-2. : ил.

31. Клёнов, Г. Он запечатлел Камышин / Г. Кленов // Диалог. - 2010. - 25 нояб. (№ 269). - С. 2 : фот.

32. Клёнов, Г. Откровения "неизвестного" Синилова / Г. Кленов // Диалог. - Камышин, 2004. - 16 нояб. (№ 230). - С. 3 : ил.

33. Клёнов, Г. Прометей книжной графики и экслибриса / Г. Кленов // Диалог. - 2002. - 7 май (№ 86). - С. 3 : фот.

34. Клёнов, Г. С выставки на антресоли? / Г. Кленов // Ленинское знамя. - 1993. - 6 июль (№ 107). - С. 2.

35. Клёнов, Г. "Чуткая" графика Евгения Синилова / Г. Кленов // Диалог. - 2002. - 11 нояб. (№ 210). - С. 2 : фот.

 36. Кузнец С. В. Родом из Очакова. Мастер экслибриса [Электронный ресурс] / С. В. Кузнец // ochakiv.info. – Эл. ст. – Режим доступа : http://www.ochakiv.info/articles/95002 (дата обращения 09.06.2018)

37. Кулыжкина, Е. Да здравствует Синилов! / Е. Кулыжкина // Легкий день. - 2004. - 12 нояб. (№ 88). - С. 8.

38. Курсекова, Л. Мастер экслибрисов Е. Г. Синилов и его Пушкиниана / Л. Курсекова // Легкий день. - 1999. - 13 апр. (№ 10). -  С. 9.

39. Курсекова, Л. Наследие художника / Л. Курсекова // Камертон. - 2004. - 13 нояб. (№ 90). - С. 1 : фот.

40. Мамонтов, В. "Восторг души и мастерства" / В. Мамонтов // Отчий край. - 1996. - N 3. - С. 151-156. : цв.ил.

41. Мамонтов, В. Оба этих восторга / В. Мамонтов // Диалог. - 1996. - 16 апр. (№ 62). - С. 3 : ил.

42. Мир художника открываем заново // Камертон. - 2013. - 10 июля (№ 51). - С. 2 : фот.

43. Миронова, З. Языком графики / З. Миронова // Ленинское знамя. - 1971. - 3 нояб. (№ 176). - С. 4.

44. Михайлов, Д. Пушкиниана Евгения Синилова / Д. Михайлов // Ленинское знамя. - 1976. - 4 июнь (№ 89). -      С. 3 : ил.

45. Михайлов, Д. Это и есть болгаро-советская дружба / Д. Михайлов // Ленинское знамя. - 1981. - 23 май (№ 82). - С. 4 : ил.

 46. Награда Синилову // Диалог. - Камышин, 2000. - 20 июнь (№ 117). - С. 1.

47. Неженцев, В. Живет в Камышине художник / В. Неженцев // Ленинское знамя. - 1982. - 14 июль (№ 111). -   С. 2 : ил.

48. Нестерова, Е. А. Марка «Воронежского библиофила» : об оформлении пригласительных билетов для заседания кружка любителей книги при Научной библиотеке ВГУ [Электронный ресурс] / Е. А. Нестерова // google.ru. - Режим доступа : https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=68&ved=0ahUKEwjbsvLM6-HbAhVFIJoKHT9IC9I4PBAWCEowBw&url=https%3A%2F%2Flib.vsu.ru%2Fdocuments%2Fwork2003.doc&usg=AOvVaw1W_395rnFb0h7vP6THzBSe  (дата обращения 20.06.2018).

49. Николенко, П. Всё остается людям / П. Николенко // Родник. – 2011. - № 3. – С. 137.

50. Об увековечении памяти художников Н. В. Ерофеева и Е. Г. Синилова : решение думы Камышина от 26.08.04 г. № 71 / Российская Федерация. Волгоградская обл. Городской округ - город Камышин. Городская Дума // Диалог. - 2004. - 2 сент. (№ 174). - С. 4.

51. Памяти Евгения Григорьевича Синилова // Камышинский Еженедельник БС пресс. - 2002. - 13 нояб. (№ 46). - С. 8 : фот.цв.

52. Песенная любовь России // Волгоградская правда. - 1995. - 6 янв. (№ 2). - С. 5 : ил.

53. Поливин, М. Выставка ждет вас / М. Поливин // Ленинское знамя. - 1993. - 16 июль (№ 113). - С. 2 : ил.

   54. Прокудин, А. Диверсия имени Керн [Электронный ресурс] / А. Прокудин // pushkinlyceum.lv. - Эл. ст. – Режим доступа : http://pushkinlyceum.lv/posts.php?tema=51&zapisj=&limit=91&nashel=&nashpoisk= (дата обращения 19.06.2018)

55. Рубинова, Е. Мастер экслибриса Евгений Синилов : к 80-летию со дня рождения великого мастера / Е. Рубинова // Родник. – 2014. - № 6. – С. 35-37. : фот.

56. Рыцарь, покинувший город  // Трио. - 2008. - 8 июля. - С. 18.

57. Семёнова, В. Благородное сочетание / В. Семёнова // Ленинское знамя. - 1971. - 7 нояб. (№ 178). - С. 4. 

58. Сидельников, В. Синилов понятный и загадочный / В. Сидельников // Волжский простор. - 2002. - 9 май (№ 18). - С. 4 : ил.

59. Собрание графики : Синилов Евгений Григорьевич [Электронный ресурс] // Муниципальная картинная галерея г. Красноармейск Московской области. Эл. ст. – Россия. – Режим доступа : http://artgallery.krasno.ru/IMAGES/Grafics/Sinilov.htm (дата обращения 19.06.2018)

60. Сухинин, Ю. Шарж-эпиграмма на Е. Г. Синилова / Ю. Сухинин // kamyshin.ru. – Эл. Ст. – Россия. – Режим доступа : http://kamyshin.ru/blog/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%83%D1%85%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%B5%D0%B3-%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0 (дата обращения 20.06.2018)

61. Токарев, В. Признание таланта / В. Токарев // Ленинское знамя. - 1993. - 20 март. (№ 47). - С. 3 : ил.

62. Увековечат память художников // Волжский простор. - 2005. - 25 авг. (№ 34). - С. 5.

63. Федорков, В. Встреча с писателем / В. Федорков // Волгоградская правда. - 1996. - 13 янв. (№ 7). - С. 6 : ил.

64. Федорков, В. График на все времена / В. Федорков // Родник. – 2008. - № 1. – С. 66-70. : фот.

65. Федорков, В. Зрелость мастера / В. Федорков // Волгоградская правда. - 1993. - 2 июль (№ 78). - С. 2 : ил.

66. Федорков, В. "И радуйтесь жизни, живые, как я это делать умел" / В. Федорков // Диалог. - 2007. - 7 нояб. (№ 220). - С. 2 : ил.

67. Федорков, В. Очарованный гением / В. Федорков // Родник. – 2011. - № 3. – С. 3-4. : ил.

68. Федорков, В. Очарованный гением / В. Федорков // Диалог. - 2007. - 10 февр. (№ 25). - С. 1 : ил.

69. Федорков, В. Перфеличе художника Синилова / В. Федорков // Камышинский Еженедельник БС пресс. - 2002. - 2 янв. (№ 1). - С. 4 : ил.

70. Федорков, В. Признание таланта / В. Федорков // Волжский простор. - 1996. - март (№ 13). - С. 2 : ил.

71. Федорков, В. Приятный "ляп" / В. Федорков // Диалог. - 2007. - 5 май (№ 86). - С. 2 : ил.

72. Федорков, В. "Русская провинция" Евгения Синилова / В. Федорков // Волгоградская правда. - 1994. -  9 февр. (№ 26). - С. 3 : ил.

73. Федорков, В. Статья о творчестве Синилова / В. Федорков // Диалог. - 2010. - 3 июль (№ 146). - С. 3 : ил.

74. Федорков, В. Талант художника / В. Федорков // Ленинское знамя. - 1993. - 2 июль (№ 105). - С. 1-2. : фот.

75. Чеботарев, С. Последний фотоснимок / С. Чеботарев // Камышинский Еженедельник БС пресс. - 2003. - 5 нояб. (№ 45). - С. 4 : фот.

76. Что такое экслибрис и о чем вообще здесь речь [Электронный ресурс ]// izknig.livejournal.com. - Электр. ст. - – Режим доступа : https://izknig.livejournal.com/tag/%D0%9E%D0%B1%20%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%85 (дата обращения 09.06.2018)

77. Чтобы помнили // Камышинский Еженедельник БС пресс. - 2003. - 3 дек. (№ 49). - С. 8 : фот.цв.

78. Чтобы помнили // Наш Камышин. - 2008. - 2 июль (№ 27). - С. 2 : ил.

 79. Чуксина, Ю. Текст из книги "Евгений Синилов" [Электронный ресурс] / Ю. Чуксина // kamartgallery.ru. – Эл. ст. – Россия. – Режим доступа : http://kamartgallery.ru/index/sinilov_evgenij_grigorevich/0-44 (дата обращения 20.06.2018).

80. Экслибрисы, посвященные Пушкину – 5 : Два мастера [Электронный ресурс] // izknig.livejournal.com. – Эл. ст. – Россия. – Режим доступа : https://izknig.livejournal.com/20627.html (дата обращения 20.06.2018)

81. Эпоха Евгения Онегина в Музее Экслибриса [Электронный ресурс] // izknig.livejournal.com. - Электр. ст. – Россия. – Режим доступа : https://izknig.livejournal.com/17005.html (дата обращения 14.06.2018)

82. Яценко, Н. Путешествуют экслибрисы Синилова / Н. Яценко // Ленинское знамя. - 1981. - 26 окт. (№ 172). -     С. 4 : ил.

 

 

Книги, иллюстрированные художником

 

1. Агашина, М. Стихи / М. Агашина ; худож.  Е. Г. Синилов. – Волгоград : Нижне-Волж. кн. изд-во, 1976. –  160 с.

2. Богомолов, В. Тринадцать лет до бессмертия : повесть / В. Богомолов ; худож. Е. Г. Синилов. - Волгоград: Нижне-Волж. кн. изд-во, 1975. – 208 с.

3. Быкадоров, М. Д. Я вижу молнии атак : стихи / В. Быкадоров ; худож. Е. Г. Синилов - Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1971. - 24 с.

4. Героические поэмы : сборник / [худож.  Е . Синилов]. - Переизд. - Воронеж : Центр-Чернозем. кн. изд-во, 1975. - 329 с. : ил.

5. Город старый, город новый… : краеведческие чтения / Камышинский историко-краеведческий музей ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1996. - Вып. 1. - 67 с.

6. Город старый, город новый… : краеведческие чтения / Камышинский историко-краеведческий музей ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1997. –  Вып. 2. - 95 с.

7. Город старый, город новый… : краеведческие чтения  / Камышинский историко-краеведческий музей ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1999. – Вып. 3.  – 151 с.

8. Добрушин, Д. С. Ходили мы походами / Д. С. Добрушин ; худож. Е. Г. Синилов. - Волгоград : Нижне - Волжское кн. изд-во, 1972. - 256 с. : ил.

9. Дорогов, Р. М. К востоку от войны : повесть / Р. М. Дорогов ; худож. Е. Г. Синилов. - Волгоград : Нижне - Волжское кн. изд-во, 1971. - 157 с. : ил.

10. Камышин : страницы истории / сост. В. Н. Мамонтов ; худож.: Е. Г. Синилов, П. И. Бутяев. - Волгоград : Комитет по печати, 1994. - 96 с. : ил.

11. Кораблинов, В. А. Жизнь Кольцова. Жизнь Никитина / В. А. Кораблинов ; автор предисл. О. Г. Ласунский ; худож. Е. Г. Синилов. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1976. – 592 с.

12. Леднев, В. В. Петька - Робинзон : повести : [для мл. школьного возраста] / В. Леднев ; [худож.  Е. Г. Синилов]. - Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1977. - 72 с. : ил.

13. Лукин, Е.  Когда отступают ангелы : повесть / Е. Лукин, Л. Лукина ; худож. Е. Синилов. – Волгоград : Нижне-Волжское кн. изд-во, 1976. – 224  с. : ил.

14. Макеев, В. С. Пора медосбора : [стихи и поэма] / В. С. Макеев ; худож. Е. Синилов. - Волгоград : Нижне - Волжское кн. изд-во, 1978. - 143 с. : ил.

15. Мамонтов, В. Н. Камышинский стеклотарный : страницы истории завода / В. Н. Мамонтов ; худож.  Е. Г. Синилов. - Волгоград : Комитет по печати, 1998. -   160 с.

16. Мамонтов, В. Н. Там, где Иловля-река : записки журналиста о камышинских проселках / В. Н. Мамонтов ; худож. Е. Г. Синилов. - Камышин : [б. и.], 2000. - 272 с.

17. Наш Мартынов / сост. Т. А. Пластун ; худож.  Е. Г. Синилов. – Камышин, 1998. – 127 с.

18. Овчарова, Н. Г. Женщина - имя твое : повести, рассказы / Н. Овчарова ; [худож. Е. Синилов]. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1983. - 320 с. : ил.

19. Ольховой, Н. Попутчики : ч. 1, 2 / Н. Ольховой ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 2001. – 135 с.

20. Селезнев, П. Крах : роман / П. Селезнев ; худож. Е. Г. Синилов. – Волгоград : Нижне-Волж. кн. изд-во, 1972. – 464 с.

21. Селезнев, П. Южный крест : роман. Кн. 1 / П. Селезнев ; худож. Е. Г. Синилов. – Волгоград : Нижне-Волж. кн. изд-во, 1974. – 378 с.

22. Селезнев, П. Южный крест : роман. Кн. 2 / П. Селезнев ; худож. Е. Г. Синилов. – Волгоград : Нижне-Волж. кн. изд-во, 1977. – 288 с.

23. Сидельников, В. Последний козырь : криминальная повесть / В. Сидельников ; худож.  Е. Г. Синилов. – Камышин, 2002. – 175 с.

24. Тарасова, А. Верую : рассказы, очерки, бытовые зарисовки, поэма / А. Тарасова ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1995. – 184 с.

25. Тарасова, А. Жить : стихи, поэмы, шутки / А. Тарасова ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1998. – 56 с.

26. Тарасова, А. Пою о счастье : стихи, поэма, песни / А. Тарасова ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1993. – 96 с.

27. Тарасова, А. Сердце – в песне : стихи, поэма, песни / А. Тарасова ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 1993. – 101 с.

28. Толстой, А. Гиперболоид инженера Гарина : роман / А. Толстой ; худож. Е. Синилов. – Волгоград : Нижне-Волж. кн. изд-во, 1976. – 256 с.

29. Троепольский, Г. Собрание сочинений :  в 3 т. /  Г. Троепольский : худож. : Е. Синилов и Н. Устинов. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1977-1978.

30. Хорошунов, Е. Камышин далекий и близкий : записки краеведа / Е. Хорошунов ; худож. Е. Г. Синилов. – Камышин, 2000. – 357 с.

31. Шамаев, В. За право жить : рассказы о камышанах - героических участниках боев в Великой Отечественной войне и славных тружениках тыла / В. М. Шамаев ; худож. :  Е. Г. Синилов, П. Бутяев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Камышин : Камышинская типография, 2008. - 407 с.

 

 

Назад