Муниципальное казенное учреждение культуры

"Централизованная городская библиотечная система"

Комитета по культуре Администрации городского округа-город Камышин

 
Хочется, чтобы библиотека стала лучше?
 
Отзыв о библиотеке


 
Афиша событий

 Февраль
 Март

Картинка стопка книг
 

Электронный каталог Web-Ирбис

 
 

Библиотрансформер - Человеку-легенде, посвящается...

 
 

Краеведческая коопилка - Город - Люди - События

 
 

Блог: Библио-Графиня

 
Версия для слабовидящих
 

Версия для слабовидящих

 
 

 
 
Телефон доверия

 
 

 
 
 Поиск
Что искать:
Искать в разделе
Отбор по дате
С:
До:
 
 
Баннеры:

Выставки и презентации

Национальная электронная детская библиотека (НЭДБ)
Осторожно млшенники
Портал госуслуг
 
Статистика:

Посещений страницы: 7960
Всего посещений: 6025146

Пользователей: 18759
 
6 июля 2012

Деяния времен Петровых

Назад

                           

 

К читателю

 

Предлагаемый Вашему вниманию библиографический указатель «Деяние времён Петровых» познакомит  с литературой, посвященной  важным историческим событиям  в судьбе Камышина  -   пребыванию   Петра I в нашем городе и   воплощению  задуманного им строительства  канала между Камышинкой и Иловлей, а также с легендой о камышинском арбузе.

Указатель   приурочен к 315-летию начала строительства канала между Камышинкой и Иловлей и 290-летию посещения  Камышина Петром I.

 

Указатель состоит из трёх разделов: «Пётр I и Камышин», «Канал Великого царя» и «Легенда об арбузе». Каждый раздел начинается с небольшой вступительной статьи, раскрывающей тему.

Литература в разделах расположена в алфавите авторов и заглавий и имеет сплошную нумерацию.

Пособие снабжено алфавитным указателем авторов и заглавий, который дает ссылку на номер записи.

В данном указателе  использованы иллюстрации рисунков камышинского художника Павла Бутяева.

 

Библиографическое пособие адресовано широкому кругу читателей, интересующихся историей родного края.

 

 

Пётр I и Камышин

 

В ХVII – ХVIII веках наступил новый период в истории города Камышина, когда юный Пётр I начал преобразования в Российском государстве. В ходе подготовки к азовским походам в 1692 году царь приказал восстановить Камышинскую крепость. Во время первого азовского похода в 1695 году главные силы российских войск прошли Волгой из Казани до Царицына мимо устья Камышинки. Секретари Петра оставили в судовом журнале запись: «В седьмом часу дня проплыли реку Камышинку  и место, где бывал город Камышенок, который разорил Стенька Разин»[20, с. 20].

Голландский путешественник Корнелий Бруин и историк В. Н. Татищев утверждают, что закладка города Дмитриевска в 1696 году была связана не столько со стремлением обуздать разбой казаков на Волге, сколько со строительством судоходного канала из Камышинки в Иловлю. Канал, по замыслу Петра I, должен был обеспечить быструю переброску флота и войск из центральных районов России к Азову и тем самым значительно укрепить стратегическое положение России в борьбе с Турцией за выход в Чёрное море. Дмитриевску предстояло стать важным портом на пути из Волги в Дон.

В 1699 году по указу Петра I Камышин получил в собственность «земли и рыбные ловли от речки Ураковки до Шишкина буерака». Соответствующие этому указу жалованные царские грамоты были вручены коменданту Дмитриевской крепости.

Из века в век наш городок имел большой доход, благодаря этому указу.

В 1722 году 50-летний император предпринял свой последний дальний поход – в Персию. 15 мая в Успенском соборе  в Москве состоялась служба и молебен, после которых император отправился в поход. Царь ехал сухим путем до Коломны, где его ждали генерал-адмирал Апраксин и советник Петра, молдавский ученый и политический деятель, князь                      Д. К. Кантемир. Перед отъездом туда же прибыла Екатерина Алексеевна. Из Коломны на струге «Москворецкий»    Петр I и Екатерина предприняли путешествие по Волге. Судно было удобным и быстроходным сделано по собственноручному чертежу Петра.  И уже 20 июня основная часть каравана прибыла в Саратов. 22 июня императорский струг покинул гостеприимный Саратов и уже на следующий день пристал к Камышинке. (По одним данным ПетрI посетил Камышин 15 июня по другим 23июня).

     «1722. Июнь 15-го. Поутру на рассвете прибыли к Камышинкам, где с города стреляли из пятнадцати, им ответствовало из трех пушек, где Его Величество изволил осмотреть город. И тут был часа с два, пошли в путь.                   

 

И шли весь день на парусах и пришли к Царицыну ввечеру…» (из «Походного журнала Петра I») [15,  с.20].

Пётр пожелал осмотреть город, оценить обороноспособность крепости. За два часа пребывания в городе царь успел обсудить с воеводой роль города в защите низового Поволжья, волжского торгового пути, заволжских степей и борьбе с набегами.

     Петр I разделил Дмитриевский полк на пеших и конных, конные стали именоваться городовыми казаками. Уходя из Дмитриевска в путь на Каспий, Петр I взял с собой 40 человек в качестве гребцов. Из них вернулось только два человека. («Таньков и Кока, а прочие все в Перси померли»)

А возвратясь из Персидского похода, и отведав камышинских арбузов, он ввёл на них налог. И если  в те времена наши земляки жили за счёт арбузов, то этот нововведённый налог отрицательно сказался на их благосостоянии.

 

 

 

1. Тюменцев, И. На мысу, между Камышинкой и Волгой / Игорь Тюменцев // Отчий край. – 1996. - № 3. – С. 93-99.

 

2. Хорошунов, Е. По указу Петра / Евгений Хорошунов // Камышин далёкий и близкий / Евгений Хорошунов. – Камышин, 2000. – С. 24-28.

 06:12:20

 

 

«Переволока» иллюстрация художника Павла Бутяева

 

Канал Великого царя

 

Волга со своими могучими притоками — Окой и       Камой — играла огромную роль в жизни и развитии целых народов — хазар, волжско-камских болгар, русских. Она служила давнишней торговой дорогой между Востоком, далеким Западом и холодным, но богатым пушниной Севером. И особенно в настоящее время, когда приволжские города выросли в крупные промышленные центры, значение Волги как транспортной магистрали колоссально. Однако она является только внутренней транспортной артерией, так как впадает в замкнутое Каспийское море, разобщенное с океаном. Не имея выхода на мировые торговые магистрали, Волга проигрывает в своем торговом и транспортном значении. Вполне естественны, поэтому, давние мечты и стремления людей превратить могучую водную артерию в транспортную магистраль международного значения. Каким путем можно это сделать? Возможно ли вообще такое превращение? Оказывается, что возможно. Для этого надо Волгу соединить искусственным водным путем с Доном, который через Азовское и Черное моря, проливы Дарданеллы и Босфор имеет выход к океану.

Мысль эта не нова. Еще в глубокой древности, побуждаемые большими военными планами, некоторые полководцы мечтали о Волго-Донском канале как об удобном стратегическом пункте.

Во второй половине XVI в. турецкий султан Селим сделал первую серьезную попытку прорыть судоходный канал между Иловлей — притоком Дона — и Камышинкой — притоком Волги. Канал был необходим для переброски тяжелых орудий к Астрахани, которую Селим хотел отвоевать у Ивана Грозного.

На стоверстном перешейке было собрано для сооружения канала свыше 20 тыс. турецких и татарских воинов. Но огромное количество людей не имело жилищ и продовольствия; начались болезни и голод. В довершение всего пришла весть, что на армию султана идет русское войско. Селим прекратил работы по сооружению канала и панически бежал к Азову. При этом от голода и болезней погибли две трети его армии. Так безуспешно кончилась первая попытка связать Волгу с Доном.

Через 130 лет после этого Петр I сделал вторую попытку соединить две великие русские реки.

Стремясь найти выход русским судам в Черное море, Петр I завоевал в 1696 г. турецкую крепость Азов и приказал строить Волго-Донской канал. Проект был составлен голландским адмиралом Крюйсом и одобрен Парижской академией наук.

 

 

Каналы Бреккеля и Перри времен Петра I. Справа: остатки Волго-Донского канала времен Петра I.

 

Осенью 1696 года Петром I и Боярской Думой было принято решение  о строительстве канала, который должен был соединить Волгу с Доном,  через Иловлю и Камышинку. И таким образом получить выход к Чёрному и Каспийскому морям. Приглашенный из Голландии адмирал Корнелий Крюйс произвел съемку, исследовал грунты и составил проект канала. Этот проект был отправлен Петром  в Парижскую Академию наук для отзыва, там проект был одобрен.  Проект канала назывался «Новая и правдивая карта о перекопе, чтобы из Дону или Танаиса кораблям Иловлею рекою до Камышенки и Камышенкою рекою в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». Длина канала предполагалась около трёх километров, канал должен был иметь четыре плотины (запруды) и десять шлюзов. В месте соединения канала с истоком реки Камышинки планировалось строительство нового города «Пётр-город». Вести работы было поручено немецкому инженеру Ягану (Иоаганну) Бреккелю, который ранее служил инженером в войсках под Азовом, а управлять строительством – начальнику Приказа Казанского Двора князю Борису Алексеевичу Голицыну.

27 сентября 1697 года из Казани в Камышин «для охраны шлюзного дела» был переведен Дмитриевский  стрелецкий полк под командованием Якова Буша. На берегу Камышинки было построено укрепление. Позднее город, обнесённый палисадом с четырьмя воротами и обрытый валом, стали называть Дмитриевском – в стрелецком полку особо почитали и хранили походную икону святого великомученика Димитрия Солунского.

Уже летом 1697 года начались работы, 15 тысяч рабочих начали рыть канал из притока Волги Камышенки к притоку  Дона Иловле. Мало разбираясь в деле Бреккель, прорыв четыре километра канала и выстроив один шлюз, пустил воду и шлюз прорвало. Незадачливый «строитель» бежал.   Исправлять положение государь поручил известному в Англии строителю каналов и шлюзов Джону Пери. Пери изменил первоначальный план канала и выбрал путь короче.

На строительство были согнаны крепостные, которые не понимали значения этого проекта, не имели ни желания, ни умения. Канал прокопали почти до половины, сделали даже несколько шлюзов, но строительство его так и не было завершено. В  это время разразилась война со шведами, в которой русские потерпели поражение под Нарвой. Азов пришлось вернуть туркам, и канал Перри потерял свое прежнее торговое и стратегическое значение. Пётр I вынужден был прекратить работы  на Волго-Донском канале, так как требовались большие средства на войну со Швецией.

2 сентября 1701 года Джон Перри получил приказ на время прекратить работы и оставить на месте одного из своих помощников, поручив ему наблюдать за сохранностью выполненных работ.

Некоторое время работами на канале заведовал русский инженер Корчин, а в 1702 году работы на канале окончательно прекратились. Первоначально предполагалось. Что остановка работ на строительстве канала будет временной, Пётр даже намеревался посетить канал. Но война со Швецией всё больше занимала его интересы. И от других планов приходилось отказываться. Канал разрушился и пришел в полную негодность.

Время сделало своё дело. Всё, что было сооружено, пришло в негодность, разрушилось. И только вырытый на несколько километров в длину канал, как немой свидетель, напоминает о том далёком времени, когда люди хотели соединить Камышинку с Иловлей. Эти валы не что иное, как гигантская могила, в которой покоятся десятки тысяч строителей канала, которые пытались преодолеть не только расстояние, но и время. Недалеко от Камышина есть город, который так и называется - Петров Вал.

 

 

 

3. Бронченко, В. Первый канал в России / Владимир Бронченко // Лёгкий день. – 2000. – 22 нояб. – С. 16.

 

4.  Бронченко, В. «Слёзное» дело на Камышинке / Владимир Бронченко //Диалог. – 2008. – 13 марта.

5.  Залесова, Е. Пьедестал в наследство / Е. Залесова // В каком городе ты живёшь. – Волгоград, 2007. – С. 236-238.

 

6. Иванов, С. О. Канал Великого царя. Дмитриевск. Кондратий Булавин. (1697 – 1730) / Сергей Олегович Иванов, Александр Радьевич Андреев // История Камышина. Волжская торговля в ХVI - ХIХ  / Сергей Олегович Иванов, Александр Радьевич Андреев.  – М., 1999. – Гл 2. -  С. 56-67.

 

7. Кандаурова, Т.  Петров Валу – 300 лет?.. / Татьяна Кандаурова // Город старый, город новый. Вып. 2. – Камышин, 1997. – С. 34-39.

 

8. Мамонтов, В. Шлюзное дело Петра / Василий Мамонтов, Виктор Федорков // Город нашей судьбы / Василий Мамонтов, Виктор Федорков. – Камышин,   2006. –   С. 17

 

9.  Мезин, С. А. Петроград на Камышинке /  С. А. Мезин // Стрежень. Вып. 8.  – Волгоград, 2010. –    С. 163–170.

 

10.  Моников, С. Н. Тайны земли Камышинской /С. Н. Моников // Здоровье и экология. – 2009. - № 11. – С. 18-19.

 

11. Рябов, С. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону / Сергей Иванович Рябов, Георгий Павлович Самойлов, Василий Иванович Супрун. – Волгоград: Перемена, 1994. – 174 с. - О строительстве канала с. 50-62.

12. Хорошунов, Е. Деяния времён Петровых / Евгений Хорошунов // Ленинское знамя. – 1988. – 11 июня.

 

13. Хорошунов, Е. Камышинские шлюзы / Евгений Хорошунов // Камышин далёкий и близкий / Евгений Хорошунов. – Камышин, 2000. – С. 41-63.

 

 

14.  Хорошунов, Е. Немой свидетель былых времён / Евгений Хорошунов // Ленинское знамя. – 1968. – 6 марта.

 

15. Хорошунов. Е. С именем Петра I / Евгений Хорошунов // Камышин. Страницы истории. – Волгоград, 1994. – С. 15-20.

 

16. Чеботарёв, С. Волго-Дон начинался в Камышине / Сергей Чеботарёв // Камышинский еженедельник БС пресс. – 2001. – 1 августа. – С. 5.

 

17.  Четвертнова, Т. В. Петров Валу скоро триста / Т.В. Четвертнова // Диалог. – 1996. – 13 ноября.

 

18. Шантарин, В. Петр I и Камышин / Владимир Шантарин // Камертон. – 2002. – 18 января.

 

19. Шантарин, В. Строительство канала / Владимир Шантарин // Камертон. – 2002. – 1 февр.

 

 

20. Шендаков, Г. Н.  На Камышинке реке / Геннадий Николаевич Шендаков // Вольный край камышинский / Геннадий Николаевич Шендаков. – Волгоград, 1994. – С. 20-30.

 

21.  Юдин, В. Долгая история Волго-Дона / Василий Николаевич Юдин // Слава отчего края /Василий Николаевич Юдин. – Волгоград, 1987. –                   С. 189-196. 

 

Легенда об арбузе 

 

      Живет, обрастая новыми красками и подробностями,  легенда об арбузе. Старый документ по этому поводу сообщает: «Государь Петр Великий, узнав, что в окрестностях города родятся лучшие арбузы, повелел на шпиле городского дома поставить медный арбуз».

 

По легенде воевода и жители города угостили камышинским арбузом Петра во время его персидского похода на Каспий. О том, что царь намерен отдохнуть и отобедать в городе воевода был уведомлён заранее. Он приготовил всё к встрече знаменитого гостя и обед удался на славу. В самом конце обеда были поданы арбузы. Узнав, что такое чудо растёт на камышинской земле, государь повелел трижды дать салют и распорядился отлить из меди арбуз и  установить на шпиле  крыши магистрата. Арбуз был медным, на нём были чернью нанесены полосы, а сверху сделан закрученный колечком стебель и несколько резных листьев.

 

            В 1769 году академик Иван Лепёхин так описывал наш городок: «жители питались от посева дынь и арбузов…»

 

 

Прошло время, и арбуз бесследно исчез. Одни утверждают, что арбуз был похищен во время взятия города  Пугачёвым, другие, что его спрятали городские власти, а после не смогли отыскать. Третьи, что он расплавился во время одного из больших пожаров, бывших в городе в ХVIII столетии.

 

 

«Пётр I в Камышине» иллюстрация художника  Павла Бутяева 

 

22.  А был ли арбуз? // Лёгкий день. – 2006. – С. 9.

 

23. Камышин – арбузная столица // Камертон. – 2010. –  21 августа.

Легенды об арбузе.

 

24. Лащилин, Б. С. Медный арбуз / Борис Степанович Лащилин // Здоровье и экология. – 2007. - № 9. – С. 36.

 

25. Лащилин, Б. С. Медный арбуз / Борис Степанович Лащилин // Отчий край . – 1996. - № 3. –  С. 223-224.

 

26. Лащилин, Б. С. Медный арбуз / Борис Степанович Лащилин // На Родных просторах / Борис Степанович Лащилин. – Волгоград, 1968. – С. 179-181.

 

27. Мамонтов, В. На рассвете прибыли к Камышинкам… / Василий Мамонтов, Виктор Федорков // Город нашей судьбы / Василий Мамонтов, Виктор Федорков. – Камышин, 2006. –    С. 17

 

28. Ненашев, Н. Легенда об арбузе: [стихотворение] / Николай Ненашев // Камышин. Страницы истории. – Волгоград, 1994. – С. 21.

 

29.  Смелов, Л. А был ли арбуз? / Леонид Смелов // Камертон. – 2009. – 29 авг.

 

30.  Федорков, В. Медный арбуз на шпиле / Виктор Федорков // Ленинское знамя. – 1993. – 1 сент.

 

 

 

Алфавитный указатель авторов и заглавий

 

А был ли арбуз?   22

Бронченко, В. Первый канал в России   3

Бронченко, В. «Слёзное» дело на Камышинке   4

Залесова, Е. Пьедестал в наследство   5

Иванов, С. О. Канал Великого царя. Дмитриевск. Кондратий Булавин. (1697 – 1730)   6

Камышин – арбузная столица   23

Кандаурова. Т.  Петров Валу – 300 лет?..   7

Лащилин, Б. С. Медный арбуз   24, 25, 26

Мамонтов, В. На рассвете прибыли к Камышинкам… 27

Мамонтов, В. Шлюзное дело Петра   8

Мезин. С. А. Петроград на Камышинке   9

Моников, С. Н. Тайны земли Камышинской   10

Ненашев, Н. Легенда об арбузе   28

Рябов, С. И. Пётр I в Царицыне и на Среднем Дону   11

Смелов, Л. А был ли арбуз?   29

Тюменцев, И. На мысу, между Камышинкой и Волгой   1

Федорков, В. Медный арбуз на шпиле   30

Хорошунов, Е. Деяния времён Петровых   12

Хорошунов, Е. Камышинские шлюзы   13

Хорошунов, Е. Немой свидетель былых времён   14

Хорошунов, Е. По указу Петра   2

Хорошунов. Е. С именем Петра I   15

Чеботарёв, С. Волго-Дон начинался в Камышине   16

Четвертнова, Т. В. Петров Валу скоро триста   17

Шантарин. В. Петр I и Камышин   18

Шантарин. В. Строительство канала   19

Шендаков, Г. Н.  На Камышинке реке   20

Юдин, В. Долгая история Волго-Дона   21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Назад